В современной педагогике наряду с традиционными средствами обучения активно применяются информационно-коммуникационные технологии. Это касается и использования средств наглядности на уроках иностранного языка. Средства визуальной наглядности (фотографии, таблицы, схемы, рисунки, видеоролики и др.) – неотъемлемая часть современных учебников, а с развитием искусственного интеллекта появились новые возможности создания визуальных средств с помощью нейросетей.
Что такое нейросети и как они работают?
Нейросети, или искусственные нейронные сети, – это математические модели, которые имитируют работу человеческого мозга. Они обучены на большом объеме данных, что позволяет им генерировать новые изображения, соответствующие определенным темам. Нейросети способны создавать привлекательные и качественные иллюстрации, которые могут быть успешно использованы в учебных целях. Однако важно учитывать их соответствие целям обучения. Любые иллюстративные материалы, в том числе созданные с помощью нейросетей, требуют систематической оценки и отбора. Ошибки в выборе иллюстраций могут негативно сказываться на усвоении материала учащимися.
Для генерации изображений с помощью нейросети достаточно ввести в текстовом поле запрос (промпт), обычно ограниченный по количеству символов, а затем выбрать стиль изображения. Стили могут варьироваться в зависимости от выбранной вами нейросети. Например, это может быть имитация масляной или акриловой живописи, аниме, ретро, реализм, стипманк и др. При составлении текстового запроса важно помнить, что наиболее поддерживаемым все еще остается английский язык.
Пример запроса для нейросети images.ai: вы можете не только задать текстовое описание изображения, но и выбрать для него один из визуальных стилей
В чем преимущества и недостатки изображений, созданных нейросетью?
Начнем с того, что не во всех учебниках по РКИ представлены современные, яркие, привлекающие внимание изображения. Проанализировав изображения, встречающиеся в современных учебниках, к их недостаткам я отношу: минимальное использование цветных изображений или только черно-белые иллюстрации, сугубо декоративный характер некоторых изображений, дублирование информации из диалогов или текстов без углубления понимания, использование однотипных серийных фотографий из фотобанков и стоков, низкое качество изображений. Большинство этих недостатков связаны с ограниченным бюджетом печатных изданий.
Благодаря использованию возможностей нейросетей эти недостатки могут быть нивелированы. Нейросеть позволяет генерировать уникальный контент, дает возможность уточнять и изменять детали изображаемого в соответствии с текстовым запросом до тех пор, пока вы не останетесь довольны полученным результатом, стилизировать изображения: например, создавать эффект состаренной фотографии, делать изображение более или менее реалистичным и т.д.
Также нейросети позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, в отличие от учебников, которые создаются для широкого круга пользователей. Разумеется, это не является повсеместным необходимым требованием, но в некоторых случаях может быть критически важным. Например, для учащихся с проблемами со зрением, которые не могут полностью воспринимать все детали стандартных изображений. Но невозможно не упомянуть и существенный недостаток нейросетей: довольно большое количество неподходящих, неточных результатов, с искаженными или неправильными пропорциями.
Изображения в современных учебниках и изображения, сгенерированные нейросетью, могут иметь схожие недостатки при применении в учебном процессе: например, быть недостаточно информативными, не подходить для целей обучения, неправильно интерпретироваться и даже затруднять понимание материала. Для преодоления этих трудностей у преподавателя или методиста должно быть четкое понимание целей использования визуальных средств и знание критериев их отбора.
Как использовать нейросети при изучении фразеологизмов?
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов с особым значением. Они не всегда поддаются прямому переводу или логическому разбору и функционируют в определенной культурной среде. Изучение и использование фразеологизмов может быть сложным для изучающих иностранный язык, но в то же время позволяет расширить лексический запас, развивать культурную грамотность и более эффективно общаться с представителями другой языковой и культурной группы. Фразеологизмы часто принадлежат определенному речевому стилю и, в отличие от стилистически нейтральной лексики, передают отношение говорящего к сказанному, что может быть дополнительной трудностью для иностранных студентов.
Понимание прямого значения слов-компонентов фразеологизма может значительно помочь в овладении значением переносным. С этой целью может применяться визуализация: изображение помогает учащимся “увидеть" ситуацию, понять связь между прямым значением слов-компонентов и общим смыслом фразеологизма, сформировать необходимые для запоминания ассоциации, помочь лучше понять связь фразеологизма с конкретной культурой и ее ценностями.
В современных учебниках и учебных материалах иногда можно встретить изображения, которые иллюстрируют прямое значение слов во фразеологизмах, но качество картинок при этом может быть низким, а сами изображения – мелкими или нечеткими. Нейросети же способны генерировать достаточно крупные и ясные изображения, хорошо передающие смысл, красочные и привлекающие внимание. Часть этих изображений была использована при оформлении нашего рабочего листа “Фразеологизмы о животных”. Думаю, что результат можно назвать хорошим.
Страничка рабочего листа "Фразеологизмы о животных". В оформлении использованы изображения, сгенерированные разными нейросетями
Как сформулировать запрос для нейросети?
Для генерации изображений прежде всего необходимо четко и ясно сформулировать свой запрос. Не всегда оказывается достаточным написать сам фразеологизм в форме запроса, тем более, что не все нейросети хорошо понимают запросы, сделанные на русском языке. Например, “волк в овечьей шкуре” (“wolf in sheep’s clothing”) является понятным запросом для нейросети, и несколько достойных изображений можно получить уже при первой генерации. Уточню, что далее в статье запросы делались на английском языке для получения лучшего результата, только для Midjourney v5 и Кandinsky2 были сделаны на русском языке.
Примеры сгенерированных нейросетями изображений по запросу “волк в овечьей шкуре”:
- Lexica.art
- Clipdrop Stable Diffusion XL
Запрос будет требовать уточнения с вашей стороны, если на изображении есть некоторые неточности, которые нужно поправить. Сравните изображения, сгенерированные одной нейросетью с уточнением значения.
Примеры сгенерированных изображений нейросети Lexica.art:
- “Бедный как церковная мышь” (“poor as a church mouse”) – пока непонятно, как “мышь” относится к “церкви”, хочется уточнения.
- “Бедная церковная мышь в бедной одежде” (“poor church mouse in poor clothes”) – обратите внимание, что церковная одежда совсем не выглядит бедной;
- “Бедная церковная мышь в бедной дырявой одежде” (“poor church mouse in poor holey clothes”) – на этом результате я остановилась, хотя слово “дырявый” нейросетью было проигнорировано.
В некоторых случаях нейросеть не может сгенерировать удовлетворительное изображение по следующим причинам:
- использование во фразеологизме переносного значения вместо прямого;
- непонимание нейросетью культурных особенностей и контекста;
- необходимость использовать абстрактное мышление, которым нейросети, основанные на математических алгоритмах, не обладают (и это, скорее всего, будет областью исследований и инноваций в будущем).
Например, трудности в генерации возникают при вводе запроса “медвежья услуга”. Фразеологизм “медвежья услуга” пришел в русский язык благодаря переводной басне И. А. Крылова (оригинал “Пустынник и медведь” Жана де Лафонтена). Этот фразеологизм также присутствует в других языках.
Примеры сгенерированных нейросетями изображений по запросу “медвежья услуга” (“bear’s service”):
- Lexica.art
- Images.ai
Нужные изображения при первой попытке не удалось получить, а это значит, что запрос требует уточнения с нашей стороны. В случае запроса “медвежья услуга” или “медведь оказывает услугу” нейросетью были сгенерированы изображения, которые не отвечают значению фразеологизма “непрошеная, неумелая или неуместная помощь, которая приносит больше вреда, чем пользы”. Как видно, одна из нейросетей интерпретирует слово “service” как “служба” и изображает медведя в форме. Это привело меня к идее попробовать обыграть слово “услуга” в значении “некачественная, плохо оказанная услуга”. После многочисленных уточнений результат получается более интересным. Посмотрите, как при этом меняется запрос (промпт).
Примеры сгенерированных нейросетями изображений:
- “Люди работают в офисе, где беспорядок; один из них медведь” (“people work in a messy office; one of them is bear” (Lexica.art)
- “Медведь в рубашке сидит на столе в офисе, вокруг большой беспорядок, пятна и грязь” (Кandinsky2.1)
Выводы:
- Как мы видим, запрос должен быть сформулирован конкретно, с уточнением значения, но пока и это не всегда может гарантировать качественный результат, так как возможности нейросетей все еще являются ограниченными.
- Один и тот же запрос с небольшими изменениями можно делать много раз, что увеличивает шансы получить желаемый результат (отвечающий значению фразеологизма).
- Разные нейросети будут давать разные результаты. Есть нейросети более обученные и совершенные, дающие более точные и интересные результаты, но их использование может быть платным или количество бесплатных попыток может быть лимитировано.
Какие нейросети дают лучшие результаты при генерации картинок?
Самой известной нейросетью, генерирующей высокие по качеству изображения, является Midjourney v5. Изображения этой нейросети очень детальны и проникнуты особой атмосферой, их хочется разглядывать.
Для того чтобы пользоваться нейросетью, необходимо установить платформу Discord и зарегистрироваться на ней. Количество бесплатных попыток в этой сети, к сожалению, ограничено - их всего 25. Поэтому, несмотря на качественные, впечатляющие изображения, бесплатно пользоваться этой нейросетью на постоянной основе не получится.
Пример изображения, сгенерированного Midjourney v5 : “голодный как волк”;
Другой нейросетью, которая демонстрирует достаточно хорошие и точные результаты, является Lexica.art. Ее использование не требует установки дополнительных программ. Нейросеть генерирует красочные, напоминающие анимацию изображения в одной стилистике, если не задавать дополнительные параметры. С помощью этой нейросети можно генерировать до 100 бесплатных изображений в месяц.
Пример изображения, сгенерированного Lexica.art : “пчелы слетаются на мед” (“bees flock to honey”, фразеологизм “как пчелы на мед”);
Еще одной нейросетью, которую можно использовать для бесплатной генерации изображений, является ClipDrop Stable Diffusion XL. Возможности этой нейросети позволяют выбирать параметры изображения и генерировать их необходимое количество, обрабатывать и даже извлекать изображения из физического окружения в цифровое пространство. Иллюстрации здесь, на мой взгляд, не настолько красочные и детальные, как у предыдущих нейросетей, но зато есть возможность упражняться в запросах неограниченное количество раз.
Пример изображения, сгенерированного ClipDrop Stable Diffusion XL: “кошка и собака дерутся” (“cat and dog fight”, фразеологизм “жить как кошка с собакой”)
Другие нейросети, которые смогут генерировать уникальные иллюстрации по текстовой подсказке:
Kandinsky2.1 – российская нейросеть, которую можно использовать для генерации качественных изображений на основе текстового запроса и/или изображения, а также смешивая картинки между собой. Большим плюсом является возможность писать запросы на русском языке, без перевода на английский.
Images.ai – еще один бесплатный генератор изображений с возможностью делать запросы только на английском языке. Нейросеть предлагает большое множество стилистик таких, например, как ар-деко, импрессионизм, “дедушкина камера”, акварель, старая фотография, стиль Ван Гога и другие, что дает возможность широко экспериментировать с запросами.
Dream by Wombo – нейросеть, более известная по созданию анимированных картинок с использованием разнообразных фильтров, но также способная генерировать статичные изображения по текстовому запросу.
Сравните изображения по запросу “денег куры не клюют”(“chickens don’t peak money”) этих нейросетей:
- Kandinsky2.1
- Images.ai
- Dream by Wombo
В заключение могу сказать, что использование нейронных сетей для генерации иллюстраций — это удобный и современный способ создания визуальных материалов. Дальнейшее развитие и исследования в этой области необходимы для эффективного использования наглядных средств в образовательных целях. Однако главным остается соблюдение требований к отбору средств наглядности в учебных материалах.
Благодаря использованию нейросетей нам удалось сгенерировать изображения, передающие прямой смысл слов-компонентов фразеологизмов для рабочего листа “Фразеологизмы о животных” Мы планируем продолжить серию подобных рабочих листов и на другие темы.
А вы использовали нейросети для создания изображений в учебных целях? Расскажите о своем опыте в комментариях!
PS. С рабочим листом "Фразеологизмы о животных" вы можете ознакомиться по ссылке: https://youlang.ru/lessons/frazeologizmy-o-zivotnyx
Комментарии