Дарим урок в честь Дня русского языка! Скачать урок можно до 6 июня. 

Работа с аудированием на уроках РКИ. «Миллион алых роз»

Работа с аудированием на уроках РКИ. «Миллион алых роз»

25.03.2020

1560 2

Рецептивные навыки обеспечивают первый фундаментальный контакт с языком, будь то родной язык или иностранный, именно восприятие на слух и чтение гарантируют успешное усвоение как лексического богатства, так и грамматического строя языка. Язык – это сложнейшее биологическое, психологическое, культурное, социально-коммуникативное явление, которое не может быть ограничено сугубо лингвистическими категориями. Методика преподавания иностранного языка должна быть нацелена на создание оптимальных, максимально приближённых к языковой среде условий, стимулировать мотивацию и интерес учащихся к русскому языку и культуре, способствовать развитию навыков, помогающих запомнить наиболее частотные устойчивые словосочетания. Данные принципы отражены в работах англоязычных прикладных лингвистов, в частности, Майкла Льюиса и Стивена Крашена [1; 2].

Идеи Стивена Крашена об усвоении второго языка оказали большое влияние на современную лингводидактику. Крашен формулирует пять гипотез усвоения второго языка, процесс можно представить следующим образом:

     Язык усваивается:

  • мотивированными и заинтересованными студентами в среде, где уровень стресса или страха равны нулю (низкий аффективный фильтр – low Affective Filter);
  • когда мы получаем ясный, понятный входной материал (Comprehensible Input) в чётком ситуативном контексте, максимально приближённом к естественной языковой среде;
  • «устройство» для усвоения языка (Language Acquisition Device, LAD) способствует формированию нейронных связей, которые помогают разным областям головного мозга передавать друг другу информацию и обеспечивают формирование памяти, продуцирование и понимание речи (по подсчётам Крашенa 3/3 input даёт приблизительно 1/3 output).

[3]

Крашен считает, что чтение и восприятие на слух огромного массива понятной и интересной информации является базой для бессознательного усвоения языка. Заметим, что многие современные лингвисты, признавая гипотезы Крашена, также выделяют важность именно сознательного изучения лексических структур и грамматического строя языка. Основатель лексического подхода, Майкл Льюис, предлагает рассматривать лексику и грамматику в тесном симбиозе. Данная идея чрезвычайно актуальна и уже давно успешно применяется в РКИ. Особенности русского языка таковы, что очень многие грамматические категории передаются лексически, об этом мы можем прочитать в методическом пособии Т.М. Балыхинoй [4].    

Использование аудио- и видеоматериалов и работа c несложными адаптированными/оригинальными текстами является неотъемлемой частью любого современного коммуникативного курса. Аудирование создаёт оптимальные условия для контакта с языком и предоставляет необходимый лексический и грамматический материал. Аудирование обладает огромным потенциалом, это чудесная возможность представить формулы речевого этикета и ситуации повседневного общения. Аудирование играет роль связующего звена: любое упражнение по аудированию начинается с обсуждения темы и ввода новой лексики (говорение), работа с транскриптом помогает лучше понять материал (чтение), небольшое изложение и работа с письменными упражнениями помогает закрепить материал (письмо).

Использование песен на уроках РКИ является великолепным примером аутентичного материала и дополнительным лексическим и страноведческим ресурсом. В песнях используется повторяющаяся лексика, песни легче запомнить, песни являются нестандартной подачей материала и обладают сильнейшим эмотивным и мотивационным потенциалом.

Работа с любым материалом начинается с создания интереса к теме. Тема предлагаемой мною разработки – история любви художника Пиросманишвили к французской актрисе Маргарите де Севр. Репродукции некоторых работ находятся в свободном доступе на “Википедии” [5] и представляют собой замечательный документ эпохи конца XIX века.

 

 

На данном этапе вводим необходимую для нас лексику: художник, картины, горы, факт из биографии, родился в Кахетии, молодая и красивая актриса, розы, анемоны, пионы, лилии, маки, ковёр из цветов, бедный, богатый, деньги. Также можно попросить студентов «предугадать» историю и составить свой собственный текст (индивидуальная работа или работа в парах/группах). Вот пример моего текста, изображения находятся в свободном доступе на “Википедии”.

 

 

Дополнительную информацию о художнике можно найти в открытых источниках [6; 7; 8]. Вот небольшой фрагмент моего текста, который я подготовила для моих студентов.

 

 

[9]

     Теперь перейдём к кульминации нашего рассказа, именно этот эпизод и представлен в песне «Миллион алых роз». Основная цель – подготовить учащихся к аудированию, они должны хорошо понять сюжет истории и запомнить новую лексику.

 

[10]

 

В моём тексте используется принцип постоянного повторения слов и устойчивых словосочетаний, я выделила одинаковым цветом повторяющиеся слова:

 

 

 

[11]

 

Теперь студенты готовы к аудированию. Первое прослушивание должно быть ознакомительным, задания на данном этапе должны быть очень простыми, например: слушайте песню и найдите 3 отличия (в песне у художника был дом, а в истории упоминается его молочная лавка, в песне художник продаёт дом и картины, а в истории художник продаёт лавку, в песне указан миллион алых роз, а в истории есть разные цветы: розы, анемоны, пионы, лилии, маки, целое море цветов). Перед вторым прослушиванием просим студентов работать с текстом. В моей разработке я нарисовала слова, которые нужно «расшифровать».

 

[12]

 

     Студенты могут работать в парах или маленьких группах. Когда работа с текстом завершена, студенты слушают песню во второй раз и проверяют свои ответы. Подобный вид работы, безусловно, требует серьёзной подготовки преподавателя и работы с разными источниками, однако результаты данного подхода могут превзойти все ожидания.

Предлагаем вашему вниманию несколько возможных разработок к песням «Город золотой»,  «Кукушка»,  «Последняя поэма». Данный материал используется в учебных целях и является образцом упражнений на аудирование. Любое коммерческое использование запрещено.

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

Ссылки на источники:

  1. Lewis, M. 1993. The Lexical Approach: The State of ELT and a Way Forward /  М. Lewis. Language Teaching Publications
  2. Krashen, S. Principles and Practice in Second Language Acquisition [Electronic resource] /  S. Krashen. Mode of access: http://www.sdkrashen.com/content/books/principles_and_practice.pdf. Date of access: 04.01.2020.
  3. Cook Vivian, Krashen S. Comprehension Hypothesis Model of L2 learning, http://www.viviancook.uk/SLA/Krashen.htm on 04-03-2020
  4. Балыхина, Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного, c. 98 «Связь грамматики и лексики заложена в самом функционировании языка: отношения между словами могут выражаться как грамматическими, так и лексическими средствами, в ряде случаев только лексические средства могут выражать обобщенное грамматическое значение. Например, в русском языке некоторые видовые пары глаголов образуются различными лексическими единицами (говорить – сказать, находить – найти); в отдельных случаях используются новые лексические единицы при образовании сравнительной степени (хорошо – лучше; плохо – хуже), при образовании формы прошедшего времени глагола (идет – шел) и др.»
  5. Нико Пиросмани. Материал из “Википедии” – свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%
  6. Нико Пиросмани. Сайт «Культура.РФ» https://www.culture.ru/persons/8995/niko-pirosmani
  7. Везде чужой: Нико Пиросмани. сайт «Избранное» http://izbrannoe.com/news/lyudi/vezde-chuzhoy-niko-pirosmani/
  8. Милосердный взгляд Нико Пиросмани. Анна Голубицкая https://otrok-ua.ru/sections/art/show/miloserdnyi_vzgljad_niko_pirosmani.html
  9. Олеся Балтак. Адаптированный текст «Нико Пиросмани»
  10. Там же
  11. Там же
  12. Олеся Балтак. Разработка песни «Миллион алых роз»
2 комментария По дате По популярности
S
Svetlana Nuss
31.03.2020
Олеся, с песнями сейчас, конечно, работает много преподавателей, а ваш подход мне нравится именно творчеством: предыстория просто завораживает даже меня, хорошо знакомого с материалами человека. Очень интересный поворот :) Благодарю за доставленное удовольствие!
Светлана Насс
1
О
Олеся Балтак
31.03.2020
Большое спасибо за ваши добрые слова и за высокую оценку моей работы!
А вот как заканчивается история:
"В 1968 году, через 50 лет после смерти Пиросмани, в Париже проходила выставка картин художника. На выставку пришла старая женщина. Она долго стояла перед картиной «Актриса Маргарита» и плакала. Женщина сказала, что её зовут Маргаритa де Севр. Ей было уже больше 80 лет. Женщина принесла на выставку письма, которые ей когда-то писал Нико Пиросмани. Эти письма организаторов выставки не заинтересовали. Сегодня мы не знаем, где эти письма и что в них было написано. Нико и Маргаритa навсегда унесли с собой их секрет."
1