Для успешного овладения иностранным языком необходима сбалансированная работa над развитием всех видов речевой деятельности учащихся, однако многие преподаватели придают особое значение аудированию как наиболее сложному виду речевой деятельности. Аудирование предполагает восприятие, понимание и активную переработку информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Трудности при восприятии устной речи нередко связаны с незнакомой лексикой, особенностями произношения и продолжительностью высказывания, поэтому очень важно уделять работе с аудированием особое внимание уже на самом начальном этапе изучения русского языка как иностранного.
Аудирование является важным источником речевого инпута. Через аудирование происходит усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры.
В современной лингвистике теория усвоения второго/иностранного языка связана с именем Стивена Крашенa [1]. В своей гипотезе (гипотеза усвоения и изучения) американский профессор утверждает, что усвоение языка происходит, когда учащиеся воспринимают понятный им материал на слух или зрительно. Язык усваивается
- мотивированными студентами в среде, где уровень стресса или страха равны нулю (гипотеза эмоционального фильтра);
- когда мы получаем понятный инпут (гипотеза понятного входного материала) в чётком ситуативном контексте, максимально приближённом к естественной языковой среде. Существует определённый порядок (гипотеза естественного порядка), в котором учащиеся осваивают языковые конструкции по принципу от простого к сложному;
- человеческий мозг «запрограммирован» на усвоение языка. Крашен переносит в методику преподавания иностранных языков идеи Хомского о врождённой предрасположенности к усвоению ребёнком родного языка.
В современном языковом обучении очень важно объединять ситуации осознанного изучения и естественного усвоения языка. Целенаправленное изучение предполагает работу над лексико-грамматическими конструкциями, анализ текста и выполнение упражнений, a неосознанноe усвоение языка основано на взаимодействии с большим массивом простого и понятного материала (инпута). Процесс овладения иностранным языком будет более эффективным, если на уроке будет позитивная, благожелательная и непринуждённая, атмосфера, a мотивированные учащиеся будут активно вовлечены в учебный процесс. Речь преподавателя и учебные материалы должны быть простыми и максимально понятными. Все новые или сложные лексико-грамматические конструкции следует проработать перед выполнением задания на аудирование. Важным дидактическим моментом будет последующая работа, направленная на вовлечение в работу всех видов речевой деятельности:
- чтение: работа с текстом-транскриптом;
- говорение: устный пересказ, выполнение коммуникативных заданий, обсуждение услышанного/прочитанного;
- письмо: выполнение письменных заданий, письменноe изложение/сочинение, создание собственного письменного контента по предложенной теме.
Все материалы должны быть взаимосвязаны и построены по принципу постоянного повторения необходимого нам лексико-грамматического материала. Последующая работа с небольшим фрагментом аутентичного текста будет прекрасным дополнением учебного материалa и отличным страноведческим ресурсом.
Рассмотрим основные этапы работы с устным текстом на примере урока «Миллион алых роз». Ознакомиться с уроком можно на сайте ЮLang [2]: https://youlang.ru/lessons/million-alyx-roz
Урок начинается с создания интереса к теме. Учащиеся в парах или маленьких группах отвечают на вопросы о музеях и художниках, находят определения художественных стилей и описывают картины Ренуара, Гриса и Пиросмани. Таким образом, уже в самых первых заданиях мы вводим понятие примитивизма в живописи и упоминаем имя художника (Пиросмани) и имя героини нашего рассказа (актриса Маргарита). В уроке используются некоторые идеи предметно-языкового интегрированного подхода:
- предполагается развитие коммуникативных компетенций учащихся на основе предметного содержания;
- учащиеся получают визуальную и контекстуальную поддержку;
- задания предполагают вовлечение когнитивных процессов низкого (запоминание, понимание, применение) и высокого порядка (анализ, синтез, оценка).
Олеся Балтак. Миллион алых роз. Фрагмент урока ЮLang
Теперь мы должны ввести необходимую для понимания текста лексику. В упражнении 4 следует найти синонимы к новым словам. В упражнении 5 мы работаем с биографией Пиросмани и применяем новую лексику из упражнения 4. Все предложения из упражнения 5 учащиеся найдут в последующем упражнении на аудирование. Постоянное повторение слов и устойчивых словосочетаний поможет запомнить наиболее частотные коллокации.
Олеся Балтак. Миллион алых роз. Фрагмент урока ЮLang
Работа с аудированием рассчитана на три этапа:
(1) ознакомительное аудирование для понимания общего смысла истории;
(2) интенсивное чтение (изучение) текста-транскрипта, повторное аудирование;
(3) закрепление материала: ответы на вопросы к тексту, обсуждение.
Здесь очень важен принцип повторения одного и того же материала: во всех трёх случаях используется один и тот же текст, однако необходимо выполнить разные к нему задания.
Первый этап: понимание общего смысла истории. Учащиеся должны прослушать текст и поставить факты из биографии Пиросмани по порядку. Данное задание рассчитано на общее восприятие информации и проверку понимания устного текста. Второй этап: чтение + аудирование. Учащиеся внимательно читают текст- транскрипт и вписывают в текст подходящие по смыслу предложения. Аудирование в данном случае будет проверкой правильности выполнения задания. Подобная работа позволяет значительно повысить уровень понимания текста и максимально приблизиться к «идеальному» показателю, при котором происходит естественное усвоение языка (90-95% у Пальмера [3] и 96% у Нейшена и Уоринга [4]).
Олеся Балтак. Миллион алых роз. Фрагмент урока ЮLang
Третий этап – подробные ответы на вопросы о жизни грузинского художника. Данные вопросы стимулируют устную речь и предоставляют возможность повторить ещё раз основные факты биографии Нико Пиросмани.
Вторая часть истории о Пиросмани посвящена его встрече с французской актрисой Маргаритой. Работа с аудированием здесь также разделeна на три этапа: понимание общего смысла (здесь необходимо выбрать правильный пересказ истории), работа с текстом-транскриптом (интенсивное чтение) и ответы на вопросы к тексту.
Олеся Балтак. Миллион алых роз. Фрагмент урока ЮLang
Олеся Балтак. Миллион алых роз. Фрагмент урока ЮLang
В данном фрагменте принцип постоянного повторения слов и устойчивых словосочетаний представлен особенно ярко. Подобный приём помогает учащимся запомнить наиболее частотные коллокации. Одинаковым цветом выделены повторяющиеся слова:
В заключение мы предлагаем работу с аутентичным материалом — песней «Миллион алых роз» на стихи Андрея Вознесенского. Учащиеся должны сначала «расшифровать» текст первого куплета песни, используя рисунки, а потом послушать песню и сравнить свои варианты с правильными ответами.
Дополнительные коммуникативные и творческие задания будут прекрасным итогом урока, посвящённого талантливому грузинскому художнику Нико Пиросмани. Желаем всем интересной и творческой работы!
Ссылки на источники:
- Krashen, S. Principles and Practice in Second Language Acquisition [Electronic resource] https://www.sdkrashen.com/content/books/principles_and_practice.pdf
- Олеся Балтак. Урок «Миллион алых роз». ЮLang: https://youlang.ru/lessons/million-alyx-roz
- Palmer, H.E. The Scientific Study & Teaching of Languages. London: Harrap, 1917. https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.90560 p.214
- Nation I.S.P., Waring R. Teaching Extensive Reading in Another Language. Routledge, 2020, p.6.
Комментарии