Игры любят все. Дети познают окружающий мир через игру. Подростки воспринимают игровые задания на уроке как развлечение, момент отдыха, игровую паузу. Игра делает аудиторную работу интересной, динамичной, студентоцентричной, помогает преодолеть языковой барьер и позволяет взрослым учащимся чувствовать себя комфортно, уверенно, непринуждённо.
Игра способствует повышению эффективности учебного процесса. На уроках русского языка как иностранного игровые технологии используются для закрепления пройденного материала, развития речи и формирования коммуникативных навыков учащихся. Игра подразумевает вовлечение и активное участие каждого студента. Обучающий потенциал игры хорошо иллюстрирует старинная китайская мудрость: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь».
В зависимости от цели обучения игры подразделяют на языковые и речевые. Языковые игры помогают иностранным учащимся усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику), a речевые/коммуникативные игры предполагают формирование умений определённых видов речевой деятельности. Литературная игра является прекрасном примером речевой игры, построенной на литературном материале.
При разработке литературной игры для студентов начального уровня предпочтительно использовать адаптированные материалы. Книги адаптированного чтения представляют собой эффективный дидактический инструмент, позволяющий ускорить процесс усвоения языка и приблизить иностранных учащихся к чтению оригинального текста. Книги адаптированного чтения должны быть понятными, красочными, удобочитаемыми и должны соответствовать возрасту, интеллекту и уровню языковой компетенции учащихся. В библиотечной энциклопедии литературная игра определяется как «соревнование на знание творчества писателя или литературного произведения и одна из форм библиотечного общения» [1], однако, на мой взгляд, это понятие следует рассматривать значительно шире. Перед литературной игрой в РКИ можно выделить следующие цели и задачи:
- повторение и закрепление лексического и грамматического материала;
- развитие речевой деятельности учащихся;
- создание благоприятной среды для усвоения русского языка;
- популяризация русской классики;
- знакомство с культурно-историческим фоном, главными героями, сюжетом литературного произведения;
- подготовка к чтению оригинального произведения/фрагмента текста оригинала;
- вовлечение учащихся в учебный процесс;
- повышение внутренней мотивации учащихся;
- формирование интереса к русской культуре.
Я постаралась решить все вышеперечисленные задачи в моей литературной игре к книге адаптированного чтения «Пиковая дама» [2]. Игра является завершающим (четвёртым) этапом работы с книгой итальянского издательства ELI, однако материалы игры можно использовать как в сочетании, так и отдельно от нашей адаптации.
Литературная игра представлена в виде карт, что перекликается с темой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Игра состоит из 120 карт с изображениями, вопросами и фрагментами адаптированного и оригинального текста. Игра рассчитана на работу в парах или маленьких группах. Каждая группа получает свой набор карточек. Учащиеся по очереди берут из колоды по одной карте и выполняют указанное на ней задание. Задания можно разделить на пять групп:
- 22 изображения из книги адаптированного чтения ELI «Пиковая дама»;
- 25 цитат из книги адаптированного чтения ELI «Пиковая дама»;
- 41 вопрос к повести «Пиковая дама»;
- 16 вопросов к биографии А. С. Пушкина;
- 16 цитат оригинального текста повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
Литературная игра к книге адаптированного чтения «Пиковая дама» издательства ELI
Изображения представляют собой портреты главных героев, иллюстрации из книги, интерьер комнаты старой графини, мундир военного инженера первой четверти XIX века, женское платье первой четверти XIX века, пиковый туз, пиковая дама (обложка книги), портрет А. С. Пушкина работы П. Ф. Соколова.
Учащиеся должны подробно описать каждое изображение. Например, если это портрет главного героя — необходимо описать его внешность, характер, судьбу, дать оценку его поступкам; если это иллюстрация — нужно назвать имена героев и место действия, а также подробно описать происходящее; если это карта с портретом А. С. Пушкина — следует рассказать основные факты биографии поэта. На картах с изображением интерьера учащиеся должны перечислить основные предметы интерьера и подробно описать комнату старой графини, используя необходимые коллокации из третьей главы повести. Наша адаптация даёт вам возможность как следует отработать лексико-грамматический материал на предыдущих уроках и использовать игру как упражнение на развитие спонтанной речи. В книге адаптированного чтения «Пиковая дама» новая лексика вводится через иллюстрированный словарик и закрепляется в предтекстовых упражнениях (первый этап работы с книгой); далее учащиеся работают с текстом (второй этап — чтение и аудирование) и выполняют целую серию послетекстовых заданий (третий этап), поэтому к моменту игры (четвёртый этап работы с книгой) все необходимые нам коллокации будут полностью усвоены.
Карты на основе иллюстраций
Первый и второй этапы работы с текстом — предтекстовые задания, чтение и аудирование
Третий этап работы с текстом — послетекстовые задания
Пиковый туз и пиковая дама являются дополнительными элементами игрового момента — пиковый туз заставит пропустить ход, а пиковая дама позволит взять одну дополнительную картy. Возможный вариант задания к карте с изображением пиковой дамы — рассказать о прототипах повести и истории её создания.
Вопросы к повести «Пиковая дама»: вопросы предполагают вовлечение навыков мышления низшего (запоминание, знание, понимание) и высшего (анализ, оценка, создание) порядка, что гарантирует более эффективное усвоение учебного материала и развитие когнитивных способностей учащихся. К первой категории относятся вопросы по содержанию прочитанного и закреплению пройденного материала (кто открыл графине Томской секрет трёх карт? Какие три карты назвала Германну старая графиня? Сколько денег выиграл Германн в первой игре?), а во втором случае учащиеся должны проанализировать главные события, поступки, характер главных героев и выразить своё отношение к происходящему (почему Лиза поверила в любовь Германна? Что поняла Лиза о Германне? Почему Германн проиграл в последней игре?).
Сильвия Рицци. Методическое пособие по работе с серией книг градуированного чтения «Гринвич» издательства ELI. Обновлённая таксономия Блума [3]
Цитаты из книги адаптированного чтения: учащиеся должны привести контекст и прокомментировать слова главных героев. Приведём несколько примеров.
Задание: «Моя бабушка, графиня Анна Федотовна Томская, шестьдесят лет назад жила в Париже». Кому принадлежат эти слова?
Возможный ответ: эти слова принадлежат князю Томскому. После игры в карты Томский рассказал своим друзьям, что его бабушка, графиня Анна Федотовна, шестьдесят лет назад жила в Париже и была там очень популярна. Однажды она проиграла в карты много денег. Граф Сен-Жермен открыл ей секрет трёх карт. Бабушка Томского смогла отыграть свои деньги.
Задание: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». О ком говорит Томский?
Возможный ответ: Томский говорит Лизе о Германне. Томский считает, что Германн похож на Наполеона. После войны 1812 года французского императора в России не любили. В фигуре Наполеона видели зло. Томский также говорит, что у Германна душа Мефистофеля. Мефистофель — дьявол, зло. Томский даёт Германну негативную оценку, но мы не знаем, думает ли так Томский на самом деле или это шутка.
Цитаты из оригинального текста повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»: одной из целей книги адаптированного чтения и литературной игры является подготовка учащихся к чтению аутентичного текста или его фрагмента. Мы предлагаем 16 цитат из «Пиковый дамы». Оригинальные цитаты выделены тёмно-зелёным цветом и имеют зелёную рамку и зелёную виньетку. Учащиеся должны объяснить своими словами значение каждой фразы и прокомментировать её. Приведём несколько примеров.
Задание: «Не откажите мне в моей просьбе! Откройте мне вашу тайну!»
Возможный ответ: эти слова принадлежат Германну. Лиза рассказала Германну, как можно войти в дом старой графини ночью. Лиза думала, что Германн хочет встретиться с ней. Но Германн хотел встретиться с графиней и узнать тайну трёх карт. Графиня приехала домой поздно ночью. Германн ждал её в кабинете. Он вошёл в комнату графини и долго просил её открыть ему тайну трёх карт. Старая графиня не хотела или не могла назвать эти карты. Она сказала Германну, что это была шутка.
Задание: «Этот Германн — лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Похожая фраза была в адаптированном варианте, поэтому студентам будет проще понять оригинальную цитату Пушкина. Здесь необходимо объяснить слово истинно — правда, действительно, абсолютно (когнат) или предложить студентам перевод.
Возможный ответ: Томский на балу во время танца (мазурки) рассказывает Лизе о Германне. Томский считает, что Германн — романтический герой (ключевая фигура романтизма, символизирующая бунт против общественных норм). Томский сравнивает Германна с Наполеоном. После войны 1812 года отношение к французскому императору в России было очень негативным. В фигуре Наполеона видели зло. Томский также говорит, что у Германна душа Мефистофеля. Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии И. В. Гёте «Фауст», дьявол, синоним зла. В разговоре с Лизой на балу Томский даёт Германну негативную оценку, но это может быть плохой шуткой и на самом деле Томский так не думает.
Вопросы к биографии А. С. Пушкина: работа в иноязычной аудитории предполагает знакомство с нашим культурным наследием, поэтому информация культурно-исторического характера о пушкинской эпохе, жизни и творчестве великого поэта, прототипах «Пиковой дамы» будет важным дополнением к учебной программе. В игре предложены вопросы к краткой биографии А. С. Пушкина из раздела «Досье» книги адаптированного чтения издательства ELI. Текст находится в свободном доступе на сайте издательства в разделе SAMPLE PAGES.
Воспитание уважения и интереса к русскому языку и русской культуре является важной целью языкового обучения. Яркие, интерактивные, увлекательные, современные дидактические материалы помогут в реализации учебно-познавательных и коммуникативных задач.
Ознакомиться с литературной игрой можно на сайте издательства ELI. Все материалы находятся в свободном доступе в разделе УЧИТЕЛЬ/TEACHER.
Ссылки на источники:
- Литературные игры в библиотеке: методические рекомендации / сост. А. А. Денисова. – Архангельск: 2018. – 19 с. Электронный ресурс, дата обращения 20/09/2024 https://biblioteka29.ru/upload/medialibrary/f42/game.pdf
- А. С. Пушкин. Пиковая дама. Серия книг адаптированного чтения издательства ELI. Адаптация текста О. Балтак. Иллюстрации К. Коррадин. ELI. Recanati, 2018
https://www.eligradedreaders.com/russian/pikovaja-dama-9788853626530
- Silvia Rizzi. A Meridian for the 21st Century ELI Greenwich Readers Guide, 2022. Электронный ресурс, дата обращения 20/09/2024 https://issuu.com/elipublishing/docs/guida_greenwich_2022_sample?fbclid=IwY2xjawFVKyBleHRuA2FlbQIxMAABHcG1OsL2N60xzlJAdei1supJGZJA2rC7QPxdJv5-LHJK1eSeRkbk1gwIlw_aem_PtISd_nnZ8P-DzSaLgdHNg
Комментарии