С 1 января 2021 года я покинула фронт очного образования навсегда.
Я открыла онлайн-школу Speak Russian Well, в которой я занимаюсь с детьми, учу говорить, думать, читать и писать на русском языке. Наверное, я бы так никогда и не решилась, но реалии времени сами подтолкнули меня к этому.
Наталья Бестужева, основатель онлайн-школы для детей Speak Russian Well
Обучение онлайн пришло к нам не в прошлом году, а лет 10 назад. Тогда мы поняли, что процесс может растянуться по времени, быть непрерывным, а мы можем осваивать новые знания и умения без отрыва от производства (работы). Живя в Сиднее, я с удовольствием учусь на курсах от МГУ и РУДН у прекрасных преподавателей. Но это про взрослых...
Все мы помним 2020 год, когда родители с ужасом говорили об онлайн-обучении детей. «Обучение в телефончике», «по телевизору», «мертвое обучение» – как только его не обзывали. И вдруг от этой группы ужасающихся стали отделяться единицы, которые сказали: «Мы хотим попробовать учиться онлайн русскому языку. Это интересно, мы видим результат, это экономит кучу времени и сил». На тот момент учебная студия, в которой я работала, остановила свою работу, мы всеми силами старались удержать учеников, перейти в новый формат, пытались сохранить старый. Мне было уже тесно в рамках обычного класса, я понимала, что за пределами есть что-то еще, необъятное, не до конца изученное .
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» – частенько повторяет мой муж. И я побежала...
Мой опыт открытия и развития онлайн-школы:
1. Официальная регистрация. Начать свой бизнес в Австралии несложно: практически все делается онлайн (сама регистрация, открытие банковского счета, работа с бухгалтером, который отныне будет вести все финансовые вопросы).
Источник: freepik.com
2. Гулять так гулять – решила я. Придумала новое название для школы, разработала логотип, организовала фотосессию, создала бизнес-страницы в соцсетях, презентовала свое детище в русскоговорящем сообществе Австралии. Обновила компьютер и камеру, приобрела новые, актуальные комплекты учебников, сменила даже письменный стол. Но от того факта, что я теперь была по ту сторону экрана, я не стала хуже работать. Мотивация зашкаливала.
3. Организация и проведение уроков. Создать обычный урок сложно, подготовиться и провести урок онлайн сложнее вдвойне. Я не видеоролик, не компьютерная игра и не электронный тест на проверку знаний. Я понимала, что должна построить урок таким образом, чтобы удержать внимание ученика любого возраста в течение часа, иначе он просто «проголосует ногами». Индивидуальный подход – это то, что помогает всегда. На каждого ученика, а их у меня сейчас больше 50, заведена отдельная тетрадь, где прописаны особенности, сложности, возникающие трудности и самое главное – конечная цель. Гораздо легче отталкиваться от целей и потребностей ученика, чем придумывать для него задачи. Принцип конструктора очень хорош: готовые модули урока подтягиваются под потребности конкретного ученика.
Источник: freepik.com
4. Мои ученики – кто они? Некоторые осталась со мной от очной формы обучения, с ними было легче всего: они видели меня вживую, знают, что от меня можно ожидать. С остальными приходилось знакомиться через монитор. Это иное поколение, новые люди, они более толерантны, у них создается культ академических знаний (они понимают, что, владея двумя-тремя языками, можно достичь большего), они сложнее запоминают информацию, но лучше ориентируются в информационном пространстве, у них есть понятие дедлайна (сказывается опыт компьютерных игр), они более самостоятельны и более комфортно чувствуют себя на своей территории. Им нельзя просто сказать: «Параграф 7, упражнение 23», им нужен наставник, нужно дать почувствовать опору – и тогда эффект будет незамедлительным.
Мои страхи. Иногда, особенно при работе с младшими учениками, боюсь, что с учеником что-то случится-порежется ножницами, повредит руку. Пока что самым страшным происшествием было падение с вращающегося стула.
Мои печали. Иногда я отказываю ученикам – малышам до семи лет, которые только-только ступают на путь изучения языка. Понимаю, что не смогу нормально заглянуть к ним в тетрадь, выпрямить спинку, правильно поставить руку.
Источник: freepik.com
5. Успех урока зависит от настроения и закрепленных традиций. Мы начинаем с речевых игр (например, «Что может рассказать о тебе предмет, оказавшийся на рабочем столе в данный момент»), проводим квесты и подвижные игры, даже играем в прятки в конце урока. Иногда к нам на занятие приходят коты и прилетают попугаи. Ты должен взаправду интересоваться жизнью ученика: помнить, закончил ли он читать «Трех мушкетеров» и как прошли занятия в конном клубе (вот тут на помощь могут прийти те 50 тетрадей-досье).
6. Понимание происходящего. Для современных детей обучение и жизнь – это неразрывный процесс. Когда они чувствуют фальшь, видят учебник 1937 года, устаревший текст, неумение использовать новейшую информацию – это разочаровывает их. Нужно всегда быть начеку.
Источник: freepik.com
7. Мой секрет. Я никогда не жалуюсь на своих учеников: не на что жаловаться. Просто иду другим путем, работаю над собой, анализирую ход урока и возможные проблемы даже во сне☺.
И вот цель достигнута. Школа открыта и функционирует. Каковы дальнейшие пути развития? Онлайн-обучение – это не только уроки. Мечтаю создать курсы по истории народного славянского костюма, продумываю курс по креативному письму, скоро выходит моя книга сказок.
Не бойтесь обучения онлайн, за ним будущее. Постарайтесь извлечь из него максимум полезного.
Контакты:
Наталья Бестужева
Онлайн-школа Speak Russian Well.
Комментарии