Чтение принадлежит к основным видам речевой деятельности и является важнейшей составляющей языкового обучения. Чтение способствует расширению словарного запаса, повышению грамотности, а также развитию кругозора, интеллекта, воображения. Чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности: работа с текстом-транскриптом увеличивает эффективность восприятия на слух, дальнейшее обсуждение темы помогает развить устную речь, домашнее изложение или сочинение позволяет правильно сформулировать свои мысли в письменной форме. Чтение обогащает знания учащихся о русской культуре, истории, традициях.
Однако работа с оригинальными текстами, особенно на начальном уровне владения русским языком как иностранным, может показаться достаточно непростой задачей. Учащиеся неизбежно столкнутся с незнакомым культурно-историческим контекстом, устаревшей и нечастотной лексикой, сложными синтаксическими конструкциями. Безусловно, нашей целью остаётся чтение оригинальных произведений русских писателей, но вместе с тем адаптированные тексты можно рассматривать как своего рода подготовительную работу, позволяющую ознакомиться с культурно-историческим фоном, главными героями, сюжетом, а также необходимой для понимания текста лексикой. Книги адаптированного чтения должны быть понятными, удобочитаемыми, графически привлекательными и соответствовать возрасту, интеллектуальному запросу и уровню языковой компетенции учащихся. В книгах адаптированного чтения широко используются дополнительные приёмы языковой поддержки, такие как глоссарий на каждой странице, постоянное повторение устойчивых словосочетаний (коллокаций), визуальная поддержка в виде изображений, иллюстраций, иллюстрированных словариков. Подобные книги помогут познакомить учащихся с сюжетом классического произведения и позволят решить целый ряд учебных задач, среди которых:
- передача речевого материала (инпута) и создание благоприятной среды для усвоения русского языка;
- вовлечение в работу всех видов речевой деятельности учащихся;
- формирование внутренней мотивации учащихся;
- привитие любви к чтению;
- знакомство с русской культурой;
- приобретение аутентичного опыта чтения;
- подготовка к чтению оригинального текста.
Первые пособия по адаптированному чтению появились сто лет назад. Английские лингвисты Гарольд Пальмер и Майкл Уэст стали первыми использовать градуированные тексты как эффективный инструмент языкового обучения. Майкл Уэст указал на важность чтения в своей работе Learning To Read A Foreign Language: «самый простой навык, позволяющий овладеть языком — это чтение; навык, который позволяет эффективно работать с иностранным языком, — это чтение; навык, который можно улучшить самостоятельно без помощи учителя, — это чтение». [1] Майкл Уэст определил принципы отбора лексики и предложил новый подход к созданию книг для чтения, [2] который можно обобщить следующим образом: «Составитель хрестоматии должен обладать определёнными литературными способностями. Дело здесь не в том, чтобы предложить книгу с использованием другого словаря, а в том, чтобы написать её заново, как бы в миниатюре … Для этой работы нужен человек, который мог бы писать с вдохновением, в то же время сохраняя правильное значения слова и избегая неидиоматических оборотов. Помимо всего, он должен уметь придерживаться построения книги … Наиболее удачными книгами для чтения будут, по-видимому, такие, в которых пересказываются известные приключенческие рассказы для юношества, причем манера изложения и длина рассказа должны быть приемлемыми для современного читателя-иностранца». [3] Майкл Уэст также разработал собственную методику обучения чтению, рассматривая чтение не только как цель, но и как средство обучения. Уэсту принадлежит идея создания первой в истории преподавания иностранных языков серии книг градуированного чтения, реализованной издательским домом Longman.
Теме чтения и адаптации текстов посвятил множество работ и исследований другой английский лингвист — Гарольд Пальмер. Пальмер одним из первых указал на тот факт, что при создании адаптированных материалов следует принимать во внимание как уровень языковой подготовки, так и интеллектуально потенциал и эмоциональное состояние учащихся. Чрезмерное использование новой лексики усложняет понимание текста, замедляет процесс чтения и может привести к потере интереса к чтению в целом. Для того чтобы изучение иностранного языка было плодотворным и интересным, вопрос языкового и интеллектуального соответствия должен стоять на первом месте. [4] Идеи Пальмера опередили гипотезы Крашена об усвоении второго языка почти на пятьдесят лет. В своих работах Пальмер указывал на важность усвоения языковых моделей (language acquisition/assimilation), ввёл термины «экстенсивное» и «интенсивное» чтение. В своей работе The Scientific Study And Teaching Of Languages, опубликованной в 1917 году, Пальмер писал о том, что следует различать два вида чтения, интенсивное и экстенсивное. «В первом случае каждое предложение подвергается тщательному изучению, наиболее интересные фрагменты могут быть перефразированы, переведены или выучены наизусть. Во втором случае учащиеся будут читать книгу за книгой, не останавливаясь на отдельных лексических единицах». [5] Чтение книги за книгой, чтение для удовольствия, чтение как эстетический момент — это и есть формула книг адаптированного (градуированного) чтения западных издательств.
Итальянское издательствo ELI имеет долгую историю создания книг градуированного чтения. [6] Издательство выпускает книги на 7 языках и является многократным призёром престижной премии Language Learner Literature Award. [7] ELI работает на международной арене, это один из ведущих итальянских издателей учебной литературы для начального, среднего и профессионального образования, частных школ и университетов. Яркие, понятные, удобочитаемые, книги градуированного чтения способствуют быстрому и эффективному развитию речевой компетенции учащихся. Издательствo ELI опубликовало четыре книги для чтения на русском языке: адаптации «Пиковoй дамы» (2018) и «Алых парусов» (2021), а также книги градуированного чтения «Санкт-Петербург от A до Я» (2018) и «Москва от А до Я» (2022).
Книги градуированного чтения издательства ELI
Книги издательства ELI являются прекрасной иллюстрацией концепции «книги в миниатюре»: пособия по чтению красочно оформлены, текст пересказан простым и понятным языком, на каждой странице размещён словарик-глоссарий, новая лексика часто вводится через изображения или иллюстрированный словарь. Аудиоприложения и иллюстрации предоставляют дополнительную языковую поддержку. Предтекстовые и послетекстовые упражнения помогают проверить понимание прочитанного и закрепить необходимые нам коллокации. Биография писателя, досье эпохи, фрагменты музыки Чайковского создадут необходимый культурный фон.
Работа с книгами адаптированного чтения начинается прежде всего с создания интереса к произведению. Очень важно заинтересовать, «зацепить» читателя, учащиеся сами должны захотеть прочитать историю о тайне трёх карт или о корабле с алыми парусами. Интерес к книге можно вызвать при помощи изображений (портреты главных героев, иллюстрации, репродукции картин эпохи), предметов-realia (игральные карты, книги, модели корабликов, предметы одежды и интерьера), музыки русских композиторов (опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»). Далее мы знакомим учащихся с главными героями повести, вводим или проверяем опорную лексику, выполняем предтекстовые задания.
Главные герои повести книг градуированного чтения издательства ELI «Пиковая дама» (2018) и «Алые паруса» (2021)
Предтекстовые задания из книг градуированного чтения издательства ELI «Пиковая дама» (2018) и «Алые паруса» (2021)
Следующим этапом работы будет работа с адаптированным текстом. В данном случае вы выбираете предпочтительный для вас формат:
- аудирование и последующее чтение в классе;
- одновременное чтение и аудирование в классе;
- аудирование в классе и последующее домашнее чтение;
- чтение в классе по ролям.
Фрагмент книги градуированного чтения издательства ELI «Пиковая дама» (2018)
В адаптированном тексте широко используется приём постоянного повторения устойчивых словосочетаний. Данный приём способствует более эффективному запоминанию частотных коллокаций, что очень наглядно представлено в следующем фрагменте:
Здесь повторяющиеся слова и фразы выделены одинаковым цветом:
Послетекстовые задания помогут проверить понимание текста и закрепить необходимые нам коллокации. Дополнительные интерактивные упражнения позволят повторить пройденный лексико-грамматический материал в коммуникативном контексте. К подобным заданиям можно отнести шарады, сравнение двух похожих картинок («Найдите 10 отличий»), графический диктант (один студент описывает картинку, а другой студент слушает и рисует/делает небольшой набросок, затем студенты сравнивают рисунок с оригиналом).
Послетекстовые задания из книги градуированного чтения издательства ELI «Пиковая дама» (2018)
Работа с иллюстрациями включает в себя описание иллюстраций, пересказ повести с опорой на изображения, создание собственных иллюстраций.
Дополнительное упражнение к книге градуированного чтения «Алые паруса» (2021)
Очень важно поощрять творческий потенциал и способствовать формированию творческого мышления учащихся. Сочинения, дневник читателя, рекламный анонс книги можно отнести к достаточно простым, но эффективным письменным заданиям. Создание коллажа, комикса, буктрейлера позволит учащимся попробовать себя в роли иллюстратора, писателя или блогера. Помните о том, что даже самые простые вещи — «улыбка, веселье, вовремя сказанное, нужное слово» способны творить чудеса. Не забывайте делать чудеса своими руками!
Пиковая дама. Досье главных героев. Рисунок Эвы, 13-летней девочки из Хорватии (РКИ). Работой любезно поделилась Олеся Кнышук-Апер.
Представительствa издательства ELI: https://www.eligradedreaders.com/how-to-buy
Представительство издательства ELI в России EUROLIBRA: г. Москва, Измайловский вал, д. 20, стр. 1, 5-й этаж (ст. м. “Семёновская”) Телефон: +7 (495) 21-21-375, e-mail: info@eurolibra.ru
EUROLIBRA, г. Санкт-Петербург, улица Бронницкая д. 28. Тел.: +7 (812) 712-63-32, 710-15-80, e-mail: spb@eurolibra.ru
JP Books : https://jpbooks.ru/books/russkiy-kak-inostrannyy/
Книги издательства ELI на маркетплейсе OZON:
Пиковая дама
https://www.ozon.ru/search/?from_global=true&text=9788853626530
Алые Паруса
https://www.ozon.ru/category/olesya-baltak-alye-parusa/
Санкт-Петербург от А до Я
https://www.ozon.ru/search/?from_global=true&text=9788853626547
Москва от А до Я
https://www.ozon.ru/search/?from_global=true&text=9788853635129
Ссылки на источники
- West M. P. Learning To Read A Foreign Language https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.72831/page/n7/mode/2up
- West M. P. The Construction of Reading Material for Teaching a Foreign Language https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.90517/page/n5/mode/2up
- Уэст, М. Обучение английскому языку в трудных условиях. М.: Просвещение, 1966.
West M. P. Teaching English In Difficult Circumstances. Longman, 1960 https://archive.org/details/dli.ernet.51832/page/n3/mode/2up - Palmer, H. E. (1934). The Grading and Simplifying of Literary Material. Tokyo, Institute for Research in English Teaching.
- Palmer, H.E. The Scientific Study & Teaching of Languages. London: Harrap, 1917. https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.90560
- ELI Graded Readers: https://www.eligradedreaders.com/russian
- The Extensive Reading Foundation: https://erfoundation.org/wordpress/awards-grants/awards/
Комментарии