Мы завершаем блок статей, где преподаватели русского языка как иностранного делятся своим опытом временного переезда в США. Здесь вы узнаете о подготовке к работе в незнакомой среде, получите советы по составлению резюме и познакомитесь с самыми любопытными случаями в практике преподавания РКИ в штатах.
Изольда Савенкова рассказывает о своём опыте работы преподавателем в Американском колледже с 2018 года по настоящее время.
Свободная ставка
До того как приехать в Америку, я 7 лет преподавала РКИ в нескольких языковых школах в Москве, а также в Международном центре русского языка Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), который сотрудничает с несколькими американскими программами. В их числе – программа в Диккинсон колледж (Dickinson College, Карлайл, Пенсильвания). Раз в несколько лет русский факультет колледжа Дикинсона приглашает преподавателя из вузов-партнеров, чтобы у студентов было постоянное общение с носителями русского языка и культуры. Сперва я получила контракт с американским колледжем на один год, но потом его продлили ещё на два года.
Конечно, на позицию преподавателя колледжа есть конкурс: представители учебного заведения приходят на занятия к преподавателям и потом проводят интервью с кандидатами. Для него мне нужно было подготовить резюме и Teaching Philosophy (документ, в котором преподаватель описывает методы и приёмы, которые применяет в работе). С ним пришлось труднее всего, потому что это был совершенно новый для меня формат. Но сейчас на сайтах ведущих американских вузов достаточно легко найти качественные рекомендации по составлению резюме и других документов. Также меня просили предложить несколько идей для новых курсов – интересных и востребованных среди студентов колледжа. Когда мою кандидатуру одобрили представители русского факультета, состоялось интервью с HR-отделом. Они проверяли уровень моего английского и профессиональный опыт.
Важный совет по этапу собеседования: будьте готовы дать контакты своих руководителей и коллег, которые поделятся хорошими рекомендациями о вас. И помните: чтобы получить работу в штатах, сейчас недостаточно иметь степень магистра. Одно из основных требований – наличие PhD. Хотя на должность Instructor, которая сейчас встречается всё реже, вас возьмут и с магистратурой по специальности, если есть опыт работы с американскими студентами.
Курс пожирателей культуры
Каждый семестр у меня в расписании 3 дисциплины. Одну из них я должна придумать и разработать с нуля. В итоге популярными среди моих студентов оказались направления «Трудности русской фонетики», «Подготовка к международному экзамену по русскому языку» и «Новые российские медиа».
Кроме занятий я отвечаю за проведение различных мероприятий для студентов факультета. Раз в неделю мы с коллегами проводим Русский ужин. Это тематическое мероприятие, на котором студенты общаются, обсуждают какую-то тему и ужинают вместе. Например, у нас была своя «Ночь пожирателей рекламы», мы играли в «Дурака» и «Крокодила», смотрели популярные музыкальные клипы, обсуждали русские и американские суеверия. Каждую среду у нас вечер русского кино: студенты смотрят фильмы с английскими субтитрами, иногда мы проводим открытое обсуждение фильма.
Наша задача – помочь студентам лучше узнать русскую культуру до поездки в Россию и получить актуальные знания по ней. Например, мы отмечаем русские праздники, и больше всего студентам нравится Масленица, на которую мы всегда печём блины. Большой популярностью у студентов пользуются такие ежегодные мероприятия, как Русская революция (проводим в ноябре), вечера поэзии и пикник в конце учебного года. Русский факультет часто приглашает в гости известных режиссёров и писателей из русскоговорящих стран, которые не только читают лекции, но и работают со студентами над разными проектами. Например, в этом семестре к нам приезжал молодой режиссёр из Казахстана и вместе с ребятами нашего факультета снимал в течение двух недель художественный фильм. Съёмочный процесс проходил на русском языке, студенты были в восторге.
Найди отличия
Я прекрасно понимаю желание моих коллег, работающих в России, получить опыт преподавания за рубежом – действительно, можно почувствовать огромную разницу в подходах, методиках и организации образовательных процессов.
Одно из отличий, например, заключается в том, что в США на первом занятии семестра преподаватель должен дать студентам силлабус курса, т.е. его детальную программу. Силлабус включает информацию о содержании курса, темах, оценках, ожиданиях преподавателя, пропусках занятий, датах и формате квизов, тестов и финального экзамена. На первом занятии преподаватель и студенты читают вместе силлабус, задают уточняющие вопросы и «подписывают контракт». Никаких внезапных изменений после этого быть не должно. Если возникают какие-либо проблемы или спорные ситуации в конце семестра, обе стороны защищены – могут открыть силлабус и доказать свою правоту. Например, если студент пропустил 3 занятия, он уже не может получить «пятёрку» – это прописано в документе. В конце каждого семестра проводится анонимная оценка курса и работы преподавателя. Это вызывает неоднозначные эмоции у моих коллег, но поверьте! Такой механизм помогает, если вы хотите не просто быть любимчиком студентов, а улучшать и дорабатывать свой курс.
Не удивляйтесь, если ваши студенты придут на занятие в пижамных штанах или принесут омлет в кармане, чтобы позавтракать. Если в России вы тоже преподаете иностранцам, то знаете, что атмосфера на занятиях более дружелюбная, чем в группах с русскими студентами. Но в США мы точно не заставляем студентов одеваться формально или не есть на занятии – скорее, наоборот. Я могу даже принести всем какие-нибудь печеньки или быстро напечь блинов с утра, чтобы порадовать их завтраком, если мы проходим тему еды.
Ещё одна особенность, о которой непременно нужно сказать, — многие колледжи и университеты в Америке расположены далеко от больших городов. Обычно, когда я говорю, что работаю в США, люди представляют Нью-Йорк или Вашингтон. Но, как и в России, не все люди живут в Москве. Если и вы окажетесь в небольшом городе в штатах, не расстраивайтесь! Вы найдёте, чем заняться. На кампусе постоянно проходят различные мероприятия. Как преподаватель колледжа, вы можете бесплатно ходить в спортзал, бассейн, посещать разные групповые занятия. Колледж поощряет все ваши инициативы. И если вы хотите, например, открыть свой клуб и сможете привлечь туда людей, вам дадут и аудиторию, и небольшое финансирование, и даже помогут организовать мероприятия.
Исключительные особенности
Dickinson College входит в число liberal arts colleges (колледжей свободных искусств), а это особая категория учебных заведений. К приезду в такой колледж нужно подготовиться – изучить сайт, важные новости и события места за последние несколько лет. Нужно понимать, готовы ли вы разделять ценности, которые культивируются в этой образовательной среде. Например, кого-то может удивить просьба студента использовать гендерное местоимение «они» вместо «он/она». Или собьёт с толку вопрос о том, почему на слайде в презентации не представлены люди разных рас и национальностей. А ещё, поскольку колледж маленький, здесь несколько иные отношения между преподавателями и студентами – более дружеские и доверительные. Но нужно помнить – никаких романов или флирта в паре «студент-преподаватель» допускать нельзя. За это вас легко могут обвинить в домогательствах или использовании статуса преподавателя в личных целях.
Если сложно решиться на переезд
Безусловно, уехать от семьи, друзей на год или даже несколько лет – непростое решение. Если понимаете, что это слишком долгий срок, то можно поискать программы на лето. Мне повезло уже третье лето быть приглашённым преподавателем на интенсивную программу Middlebury College (Миддлбери, штат Вермонт). Продолжительность программы – 8 недель, за которые студенты проходят то, что могли бы изучать целый год. Кажется, что это невозможно реализовать за такой короткий период, но в Middlebury всё реально. В начале программы студенты дают языковую клятву, согласно которой они обязуются следующие восемь недель любое общение вести исключительно на русском языке. Это мощный стимул улучшить свой русский, потому что, если не хотите молчать целых два месяца, нужно предпринимать определённые действия и перешагнуть языковой барьер.
Для преподавателей работы очень много: 4-5 часов уроков ежедневно, кроме субботы и воскресенья, проверка работ, подготовка к следующему дню, участие в клубах по интересам для студентов. Таким образом, за лето вы получите столь желанную возможность работы за границей и бесценный опыт общения с коллегами. Из расходов у вас будут только оплата визы, билетов и покупка сувениров для близких, потому что питание и проживание колледж покрывает полностью.
Итак, если вы мечтаете о работе за рубежом, то:
- пробуйте, идите к своей цели. Как и в любом деле, успех зависит от приложенных усилий.
- Укрепляйте свои профессиональные контакты. Даже при наличии большого опыта и заветной PhD вы можете не пройти по конкурсу, потому что вас никто не знает в профессиональном сообществе.
- Узнавайте как можно больше о месте, в котором вы хотели бы работать. Вы должны найти лакуны, которые можно заполнить полученным опытом, своей энергией и свежими идеями.
- Улучшайте свой английский язык. Прекрасно, если вы уже можете заказать обед в ресторане или обсудить планы на выходные. Но этого уже недостаточно, чтобы быть конкурентоспособным в англоязычной академической среде.
- Будьте готовы меняться. Вы встретите людей с совершенно другими взглядами и ценностями. И это замечательно! Главное – примите их такими, какие они есть, чтобы найти в их лице благодарных студентов, поддерживающих коллег и новых друзей.
Желаю всем успеха!
Комментарии