Подготовительный факультет нашего Института Пушкина полностью перешёл на дистанционную форму обучения 17 марта. За это время мне и моим коллегам удалось перепробовать всевозможные методы, подходы и технические средства, а также понять, с какими трудностями можно столкнуться в этой ситуации и как их преодолеть.
С трудностями, кстати, сталкиваемся не только мы, но и наши студенты. Новая форма работы сначала у многих вызвала панику, недовольство и непонимание. И здесь нам важно «не потерять» студентов, дать им мотивацию и уверенность в том, что дистанция обучению не помеха.
- В первый же день перехода на дистанционную форму мы провели со студентами беседу. Мне хотелось, чтобы они осознали: мы не уходим на каникулы и не находимся в беде, мы просто меняем форму обучения на другую, которая столь же серьёзна и качественна, как и прежняя. Мы обсудили разные формы обучения (очную, вечернюю, заочную и дистанционную), подумали, в каких ситуациях какую форму лучше выбрать. А в качестве домашнего задания студенты в парах должны были поработать над проектом: выявить плюсы и минусы дистанционной и очной форм обучения.
- При работе в дистанте у преподавателя, как ни крути, нет возможности ежедневного контроля, личного присутствия и общения. В этой ситуации возрастает роль самостоятельной работы и самоконтроля. И важно, чтобы студенты сами, без постоянного давления преподавателя, осознали это, научились заниматься самостоятельно, лучше рассчитывать своё время, контролировать режим. С этой целью мы провели в группе ещё одну беседу (в качестве разминки на уроке), в ходе которой вместе сформулировали правила дистанционного обучения. Студенты предложили такие пункты, как «общаться с друзьями в WhatsApp и по телефону только по-русски», «заниматься самостоятельно каждый день, делать домашнее задание вовремя», «читать учебник и книги на русском языке», «слушать аудио и повторять», «задавать больше вопросов преподавателю», «быть в Zoom каждый день».
- Создайте чёткий календарный план обучения: это нужно и им, и вам. Рассылайте этот план студентам еженедельно, чтобы они понимали, какой объем информации им необходимо усвоить и что нужно сделать самостоятельно, если не удалось выйти на связь во время урока. Заведите электронный журнал и таблицу успеваемости, ежедневно отмечайте там присутствие студентов на уроке, выполнение заданий на уроке и дома. Высылайте таблицу студентам ежедневно или разместите на Google Диске, чтобы они следили за своим прогрессом и видели, какие задания они забыли сделать и сдать. На Google Диске можно организовать и хранилище для всех материалов, фотографий, презентаций. Также можно вести рейтинг студентов, за обновлением которого они смогут следить в режиме онлайн.
- До самоизоляции все студенты нашей группы вели дневники, где несколько раз в неделю рассказывали о том, где они были, что видели, куда ездили и что купили. Сейчас, по сути, не о чем писать, но этот вид работы мы не прекратили. Предложите студентам прочитать определённые книги, посмотреть обучающие и художественные фильмы или сериалы. В дневнике они смогут регулярно делиться своими впечатлениями. Пару лет назад у меня был замечательный студент, который каждый вечер смотрел по телевизору одну серию русского сериала, записывал в дневник её краткое содержание, а особо интересные эпизоды пересказывал мне на уроке. Это просто отличная тренировка навыков говорения и письма, конспектирования, составления связного текста, перевода прямую речь в косвенную и многого другого!
- Наши студенты, которые оказались запертыми в общежитии, теперь не знают, чем заняться в свободное время. Помогите им разнообразить досуг и провести время с пользой: например, я записываю для студентов небольшие видеоролики – так называемые мастер-классы по русской кухне. На видео я рассказываю о том, что и как готовить, заодно мы повторяем названия продуктов, изучаем новые слова. Студентам я также предлагаю записать или снять на видео процесс приготовления их любимых блюд, рассказать рецепт по-русски, используя новые слова. А на этой неделе готовлю мастер-класс по разным техникам украшения пасхальных яиц: естественно, процесс будет сопровождаться небольшой лекцией и о празднике!
- Главный минус онлайн-обучения, который выделяют сами студенты – вред для здоровья. У многих падает зрение, болит голова от долгой работы за компьютером или чтения мелкого шрифта на дисплее телефона. Что можно предложить здесь? Записывайте как можно более качественные аудио- и видеофайлы без посторонних шумов, отправляйте задания, написанные крупным разборчивым шрифтом. Следите, чтобы в Zoom и других аналогичных программах одновременно был включен только один микрофон (максимум два), включайте студентам звук по очереди, чтобы избежать невыносимого гула и посторонних шумов. Поговорите со студентами о режиме дня и сна, посоветуйте уменьшить яркость экранов и использовать гаджеты только для учебы. Во время конференций в Zoom вместе делайте перерывы и проводите гимнастику для глаз:
Но, к счастью, студенты видят в дистанционном обучении не только минусы. Напоследок делимся с вами некоторыми их высказываниями по теме.
«Коронавирус приехал в Россию, поэтому государство решило все занятия организовать онлайн. Каждый день наши преподаватели звонят нам из дома и учат нас. Это новый опыт в моей жизни. Сначала мне было трудно, потому что я очень долго занималась за компьютером. Потом я поняла, что человек должен меняться в любой ситуации. Сейчас мне нравится эта ситуация и я знаю, что наши преподаватели работают больше, чем раньше, и мы тоже. В Иране был Новый год, но я никуда не ходила, потому что преподаватель посоветовал нам проводить время в комнате. Я использую это время и занимаюсь языком» (Салари Саидех, Иран).
«Мне учёба на карантине тоже нравится, потому что моя комната и кровать удобнее, чем аудитория! Но я скучаю по друзьям и преподавателям! Не нравится только плохое соединение с интернетом. Конечно, я жду конец коронавируса» (Кос Милица, Босния и Герцеговина).
Некоторые студенты по решению семьи уехали на родину или остались там после каникул, но они очень рады, что могут продолжать учиться в Институте Пушкина. Лаяна Авад пишет из Израиля:
«Моя учёба идёт хорошо, мы много занимаемся, как в аудитории, даже больше, чем раньше. Мне нравится дистанционное обучение, потому что я дома, но изучаю русский язык, я как в России)) Мы занимаемся в Zoom, очень хорошая программа! Биология и физика тоже в «зуме», а химия в «скайпе». В свободное время я говорю с друзьями по-русски, чтобы не забыть язык!»
Лаяна Авад, студентка из Израиля
А как вы и ваши студенты переживаете самоизоляцию и переход в новый формат?
Комментарии