С чего начать первый урок? Как правильно «войти в аудиторию»? Как превратить студентов из разных стран в сплоченный коллектив? Эти вопросы волнуют, пожалуй, каждого преподавателя перед началом работы с новой группой.
В связи с переходом большинства учебных заведений на дистанционную форму обучения проблема организации знакомства с группой стала особенно актуальной. Студенты не имеют возможности познакомиться и пообщаться друг с другом и с преподавателем в неформальной обстановке (до или после занятий, в общежитии, в столовой), а технические трудности часто создают дополнительный психологический барьер.
Однако, как показал наш опыт, создать дружный, эффективно работающий и взаимодействующий коллектив возможно и в таких условиях.
Особую роль здесь играет подготовительная работа, проведенная преподавателем до начала занятий с группой. Один из ключевых моментов, помогающий снять барьеры – визуальный контакт. Говорить в «черный квадрат» – задача не из легких даже для опытного спикера. А что будет чувствовать студент в новой группе, которому преподаватель предложит разыграть с этим «черным квадратом» диалог?
Камера преподавателя, естественно, должна работать постоянно. Но мы не можем настаивать, чтобы и студенты всегда занимались с работающей веб-камерой: для многих это условие просто невыполнимо по причине плохого интернет-соединения в их стране/городе. Однако мы можем попросить их включить камеру в момент знакомства, а также ввести ритуал: включать камеру в начале каждого урока.
Рекомендуется также предварительно разослать студентам памятки (на русском или другом языке в зависимости от уровня) с минимальными техническими требованиями, которые облегчат процесс общения на занятиях:
- веб-камера;
- микрофон (наушники);
- русская клавиатура (скачайте виртуальную клавиатуру);
- лучше выходить на связь с устройства с большим дисплеем, чтобы одновременно видеть и презентацию, и преподавателя, и своих одногруппников.
Итак, студенты успешно подключились и ожидают начала урока. Как организовать знакомство? Предлагаем несколько стандартных и необычных вариантов, которые помогут сделать атмосферу более расслабленной и дружественной с первых минут, а также заставят студентов заинтересоваться друг другом.
*Следует отметить, что данные варианты применимы, если студенты ранее изучали русский язык и владеют им минимум на уровне от А0+ до А1–. Детальные методические рекомендации по проведению первого урока в дистанте со студентами-нулевиками будут приведены во вводно-фонетическом курсе Youlang, работа над которым завершится в ноябре 2020 года.
Вариант 1: правда или ложь?
Каждый студент рассказывает три факта о себе. Два из них – правда, а один – шутка, ложь. Другие студенты слушают и угадывают, какой факт не соответствует действительности. Студент, первым распознавший ложь, следующим рассказывает факты о себе. Преподаватель тоже участвует в игре и презентует факты о себе в качестве примера.
Вариант 2: угадайте, кто это!
Преподаватель просит каждого студента отправить ему в чат личное сообщение с одним фактом о себе. Например, «Я из Китая» или «Мне 35 лет» или «Я люблю футбол». Затем преподаватель зачитывает факты, а студенты смотрят друг на друга и угадывают, кто написал этот факт.
Вариант 3: привет, сосед по комнате!
Играем в общежитие. Для моделирования этой ситуации мы используем опцию «сессионные залы» в Zoom. Подключить эту опцию можно на сайте Zoom, открыв вкладку «конференции» в настройках вашего профиля. «Сессионные залы» позволяют разделить студентов на пары и отправить их в отдельные виртуальные «комнаты», где они смогут пообщаться друг с другом.
Преподаватель озвучивает студентам вопросы либо выдает электронную анкету, которая поможет им узнать больше друг о друге. Вопросы анкеты могут быть как стандартными (имя, фамилия, родной город, родная страна, родной язык...), так и необычными (чай или кофе? Кошки или собаки? Москва или Петербург? День или ночь?).
Студенты приехали в «общежитие» и распределились по «комнатам» с новыми соседями. Начинается обсуждение вопросов анкеты.
Во время обсуждения преподаватель «ходит» по комнатам и контролирует выполнение задания: слушает и по возможности корректирует.
Затем преподаватель закрывает «сессионные залы». Студенты возвращаются в основной сеанс и кратко представляют группе своего соседа, опираясь на информацию анкеты и обсуждения.
Вариант 4: ответь на мой вопрос...
Данный вариант позволит преподавателю провести небольшой «срез знаний» и выявить проблемные моменты у новых студентов, что немаловажно перед началом работы с группой. Игра представляет собой традиционно трудную для студентов задачу: грамотное построение вопроса на русском языке.
Преподаватель выводит на экран вопросительные слова – начало, или модель, вопроса. Студенты по цепочке задают друг другу вопросы, пока не используют все модели. Каждую модель можно использовать один раз, использованные модели преподаватель зачеркивает. Примеры вопросов:
Какой...? Откуда...? Где...? В каком...? Почему...? Зачем...? Что... ? Тебе...?
Вариант 5: знакомимся и повторяем грамматику!
Данный вариант имеет такую же цель, что и предыдущий. Студенты знакомятся и узнают больше друг о друге, а преподаватель оценивает пробелы. На экран выводятся глаголы: жить, учиться, изучать, работать, любить, есть... Студенты по очереди выбирают один глагол и составляют с ним предложение, рассказывающее что-то об их жизни. Использованные глаголы преподаватель вычеркивает.
Вариант 6: найди своего «брата» в группе!
После стандартного знакомства преподаватель предлагает студентам написать в общий чат три прилагательных, характеризующих их, либо одну вещь, которую они любят, и одну, которую ненавидят. Студенты читают чат и ищут там человека, похожего на них (то есть написавшего такие же или похожие слова).
Вариант 7: «снежный ком»
Эта игра широко используется при знакомстве в различных коллективах. На уроке РКИ можно организовать ее в следующих вариациях.
Запоминаем имена друг друга, представляемся по очереди по модели:
– Меня зовут Анна.
– Её зовут Анна, а меня зовут Джон.
– Её зовут Анна, его зовут Джон, а меня зовут Мария.
– Их зовут Анна, Джон и Мария, а меня зовут Елена!
Можно предложить поиграть в «снежный ком» на тему «моя страна» или «мои хобби»:
– Я из Америки.
– Он из Америки, а я из Китая.
– Они из Америки и из Китая, а я из Вьетнама!;
– Джон любит футбол, Анна любит кофе, а я люблю русский язык!
– Джон любит футбол, Анна любит кофе, Жан любит русский язык, а я люблю каникулы!
Вариант 8: да или нет?
Данный вариант знакомства является более стандартным: студент презентует небольшой рассказ о себе (с опорой на план или без нее в зависимости от уровня). Одногруппники внимательно слушают и по желанию записывают необходимую информацию. После этого преподаватель презентует 2–3 утверждения о выступившем студенте. Другие студенты на основе поступившей информации говорят «да» или «нет», то есть соответствует ли данное утверждение действительности.
Вариант 9: новенький в нашей группе!
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда группа формируется не сразу, а постепенно, то есть в течение первых недель обучения на каждом уроке появляется 1–2 новых студента. В этом случае особенно важно не игнорировать новеньких, так как влиться в уже сформировавшийся виртуальный коллектив студенту еще сложнее. Вместе с тем важно организовать процесс так, чтобы процедура знакомства на каждом уроке не стала рутинной, не просто повторялась изо дня в день.
С приходом каждого нового студента в группу можно использовать один из предложенных выше вариантов, а не всегда повторять процедуру знакомства по одной схеме.
Альтернативный вариант: вопрос новенькому. Каждый из «старых» студентов должен задать новенькому один вопрос. Если мы работаем с продвинутой группой, студенты могут узнавать интересующую их информацию в свободной форме. Если мы работаем с группой уровня А1–А2, вопросы-подсказки можно вывести на экран (как в варианте 4). Будет хорошо, если и новенький в ответ задаст каждому свой вопрос!
Игра «Интуиция»: студенты смотрят на новенького и стараются угадать факты о нем в форме вопросов или утверждений. Новенький говорит им, что они угадали, а что – нет. Например:
– Я думаю, что ты из Китая!
– Да, это правда.
– Мне кажется, ты изучаешь русский язык уже два года!
– Нет, только один год!
Одним из постоянных элементов урока может стать дополнение виртуальной карты: карта мира вставляется в презентацию каждого урока. По мере прихода в группу новых студентов мы находим и отмечаем на карте всё новые и новые страны, подписываем их названия на русском.
Итак, знакомство состоялось. Студенты узнали интересные факты друг о друге, запомнили имена, попробовали взаимодействовать в формате онлайн в группе и паре, устно и письменно.
Контакт установлен, но важно постоянно его поддерживать, так как студенты не смогут общаться друг с другом вне виртуальной аудитории.
Обязательно создайте групповой чат в одном из мессенджеров, где вы будете постоянно на связи. Желайте друг другу доброго утра и хороших выходных, отправляйте интересную информацию, шутки, фотографии, задавайте студентам вопросы и инициируйте обсуждения.
- Периодически давайте студентам на дом парные и групповые проекты: мотивируйте их созвониться в Zoom или в WhatsApp для выполнения задания!
- Позвольте студентам показать на уроке проекты «Мой город», «Моя семья» с личными фотографиями, рассказать о своей любимой картине и о своем домашнем животном.
- Пусть студенты станут как можно более реальными персонажами друг для друга и для вас, а не остаются «черными квадратами»!
А в дружном коллективе дистанцию и технические трудности, связанные с работой в формате онлайн, преодолеть будет намного проще, что непременно положительно скажется на результатах студентов.
Желаем успехов и будем рады, если вы продолжите наш список эффективных способов организации знакомства с группой!
Комментарии