Сегодня мы поговорим о преподавательских неудачах и ошибках. К сожалению, как бы преподаватель ни старался, глаголы движения (вид, падежи, сомнения в собственных силах, плохое самочувствие, низкая самооценка и т. п. – нужное подчеркнуть) soon or late gonna cut you down. В особенности это касается молодых преподавателей, которые делают первые шаги в мире РКИ и ещё не знают, где прячутся подводные камни. Возможно, этот текст поможет кому-то их обойти, но даже если нет – нестрашно! Ошибки – неотъемлемая часть учебного процесса, это знает каждый учитель.
1. Плохая подготовка к уроку.
Этот пункт я поставлю на первое место, потому что важнее нет ничего. Любой материал, с которым преподаватель планирует работать на уроке, должен быть тщательно им изучен. Для абсолютной уверенности лучше самому сделать все грамматические задания, убедиться, что можете ответить на вопросы, которые планируете задавать в аудитории. Сомнения при объяснении изучаемой темы или недостаточно ясная формулировка мыслей губительным образом могут сказаться на вашей репутации.
Важно не только готовиться к уроку, но и в принципе быть готовым… ко всему ?. Как-то раз мы со студентами ходили на экскурсию и по пути нам встретился памятник. Один из студентов поинтересовался, какому событию посвящён этот памятник, а ответа я не знала… Конечно, невозможно знать всё, но в глазах студентов хочется быть всеведущим.
Алёна Ч.
2. Слишком буквальное понимание пункта один.
Подготовка подготовкой, но иногда лучше позволить себе отдохнуть. Переутомившийся преподаватель не сможет провести отлично, ведь это требует большого количества энергии и силы.
Однажды я так усиленно готовилась к показательному уроку, что легла спать слишком поздно – хотелось довести все задания до идеала. Встать на следующее утро мне пришлось рано, т. к. занятие было первой парой. Все шло неплохо, пока в какой-то момент я с ужасом не осознала, что не понимаю ничего: что за задание мы сейчас делаем, правильно ли его выполняют, даже речь студентов звучала для меня как сквозь вату. Я даже не была уверена в том, что я сама говорю. Недосып и нервы сыграли со мной злую шутку. Хорошо, что в группе была сильная студентка, на которую я могла положиться, и мне удалось выдавить из себя что-то вроде “А теперь проверим себя самостоятельно!” и вызвать ее к доске. Через несколько минут я смогла вернуться в нормальное состояние, но ощущение полной беспомощности перед целой группой студентов и проверяющими незабываемо.
Катя С.
3. Неуверенность в себе.
На уроке всё как в жизни: если преподаватель не уверен в себе, студенты это чувствуют, а потому страдает преподавательский авторитет. Даже если вы молодой преподаватель, держаться стоит как можно более уверенно, чтобы ни у кого не возникло ни малейших сомнений в вас и вашей подготовке.
Я очень хорошо помню свои первые уроки в качестве преподавателя на краткосрочных курсах. Мне было 20 лет, из опыта работы – только практика в университете. Группу мне дали совсем маленькую, из трёх человек: финн, американец и итальянец, уровень A2. Работать с ними предстояло неделю. Волновалась я ужасно, но занятия вроде бы проходили неплохо, если бы не один важный нюанс: за урок я умудрялась раз пять спросить их, нравится ли им урок, интересно ли выполнять задание и т. п. В конце концов, после очередного моего восторженного вопроса «Вам понравилось задание?» итальянец устало поднял глаза и признался, что нет, задание скучное. Это был удар в самое сердце. Мораль истории: стараться верить в себя, а если не верите – тщательно это скрывать.
Лена Ф.
4. Отсутствие дисциплины на уроке.
Что делать, если учащиеся систематически не выполняют домашнее задание, играют на уроках в игры на телефоне, разговаривают друг с другом и т. п.? Очевидно, если подобное происходит, преподаватель где-то недоработал. Может быть, нужно было изначально быть строже? Но ведь всегда хочется быть для студента другом, а не мучителем… В последнее время я пришла к выводу, что если студент хочет учиться – он будет это делать, а если нет, то никакая строгость не поможет. Возможно, так думать неверно, а факт так и остаётся фактом – низкий уровень дисциплины = преподавательская ошибка. Вот только как исправить…
5. Незнание особенностей культуры родной страны учащихся.
Перед началом работы в новой группе лучше познакомиться с социально-культурными нормами родной страны студентов, свойствами их менталитета. Например, очень легко случайно обидеть студента из Японии, особенно если он принадлежит к старшему поколению. Умение правильно выбирать тактику поведения и способ подачи материала в зависимости от национальной принадлежности студентов – важнейшая компетенция преподавателя.
Как-то раз мы со студентами из Нигерии начали проходить времена года и месяцы. Выяснилось, что у них их нет таких понятий в принципе, есть только дождливый сезон и сухой. Было странно и неловко.
Анна Х.
6. Использование непроверенной информации.
Этот пункт перекликается с первым, о подготовке к урокам, но имеет несколько другой вектор. Тут речь идёт скорее о страноведческой и лингвокультурологической информации, которую преподаватель сообщает студентам. Если есть малейшее сомнение в том, что вы говорите, лучше перепроверить или не сообщать это вовсе.
На уроке о Кремле я сказала, что Кремль стал красным, потому что его покрасили. Теперь мои дети думают, что Кремль покрасили. А всё потому, что не надо верить интернету.
Саша Д.
7. Невнимание к целям студента.
Конечно, на уроке должны отрабатываться все языковые компетенции, но бывает так, что человек хочет заниматься преимущественно разговором или сделать упор на грамматику. Возможно, научиться воспринимать звучащую речь, так как видит, что его самое слабое место – аудирование. Очень вероятно, что студент ждёт от урока одного, а вы даёте ему другое. Нужно обязательно спрашивать у студента о его желаниях (особенно если речь идёт об индивидуальных учащихся или краткосрочных группах). Так или иначе студент – это клиент, а желание клиента закон.
Мне поставили в расписание пару по лингвокультурологии, и я не была уверена, что мне на ней делать. Решила, что мы будем смотреть русские фильмы и комментировать увиденное: выражения, реалии, поступки персонажей и т. п. На третьем или четвёртом занятии одна из студенток возмутилась, спросив, когда мы уже будем делать что-то кроме просмотра кино. Это была очень неприятная ситуация.
Анна М.
Комментарии