Моя основная профессия – это преподаватель русского языка как иностранного (РКИ). Хотя в разные периоды жизни я была и лаборанткой кафедры, и воспитательницей продлёнки, и тренером по шахматам. Было даже время, когда я целый месяц развозила курьерские заказы по всей Москве. Но в течение почти 10 лет моим основным источником дохода было преподавание русского языка иностранным студентам, экспатам и дипломатам, а также детям беженцев и мигрантов. И 8 лет из этих десяти я испытывала сомнения в своём профессионализме. Иногда они крепли, иногда практически сходили на нет, но факт остаётся фактом: периодически меня это напрягало.
В очередной из таких "приступов" я решила разобраться, что же всё-таки со мной происходит. И тогда статьи по психологии, найденные на просторах всеведущего интернета, разъяснили мне, что меня постиг синдром самозванца.
ЧТО Я ЧУВСТВОВАЛА?
➡️ Неуверенность, когда на моих занятиях присутствовали третьи лица (другие преподаватели или студенты-практиканты). Обычно я вела себя легко и непринуждённо, получала удовольствие от урока. Но когда в аудитории появлялся кто-либо помимо студентов, я напрягалась и ощущала скованность, думала над каждым своим словом и жестом. Мне казалось, что я всё делаю неправильно, и что сейчас кто-нибудь из сторонних наблюдателей скажет мне об этом прямо при студентах. Одна мысль об этом повергала меня в ужас.
ЧТО МНЕ ПОМОГЛО?
✔ ХОЛОДНЫЙ АНАЛИЗ.
Я стала рассуждать, что же в действительности меня пугает. В итоге на поверхности я обнаружила два основных страха: страх публичной ошибки и страх публичной критики. Как следствие, я ужасно боялась навсегда потерять свой авторитет и быть отвергнутой. Далее надо было выяснить причины этих страхов. Их оказалось несколько: неуверенность в своих знаниях, неумение реагировать на критику, перфекционизм и высокие требования к себе.
✔ ПОДДЕРЖКА ТЕХ, ЧЬЁ МНЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРИТЕТНЫМ.
Однажды после нескольких открытых уроков я набралась духу и подошла к коллегам, чтобы узнать их мнение о моей работе. Каково же было моё удивление, когда они похвалили меня и сказали, что я объясняла всё правильно, грамотно и интересно! Также я поделилась своими чувствами и страхами с несколькими коллегами старшего поколения, и они успокоили меня, сказав, что через это проходили все начинающие преподаватели, и что это абсолютно нормально.
✔ УСТРАНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ.
На разных уровнях владения языком я выделила те грамматические темы, в которых чувствовала себя не слишком уверенно, и занялась их изучением и анализом с точки зрения методики их преподавания. В то же время я решила, что у меня всегда может быть право на ошибку и право не знать всё на свете. Я разрешила себе быть неидеальной (но при этом стремиться к совершенству). Но если я всё-таки совершу ошибку в своей работе, мне не будет страшно признать её и исправить. И да, этот момент не станет концом света, крахом моей карьеры и худшим днём в моей жизни.
✔ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Я всё время ищу различные курсы повышения квалификации по методике преподавания РКИ, педагогике и психологии, читаю профессиональные сообщества и статьи. На самом деле, если перестать стремиться к новым знаниям, то вы не просто остановитесь в своём профессиональном развитии, а кубарем покатитесь вниз, потому что в наше время мир меняется очень быстро, и сфера профессиональной деятельности - не исключение.
✔ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО СТРАШНО
Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Однажды мне предложили взять частного студента, которого нужно было подготовить к сдаче экзамена на уровень С1 (продвинутый уровень). Я же работала только с начинающими, и в тот момент снова почувствовала этот липкий страх провала... а потом согласилась. Экзамен студент в итоге успешно сдал.?
И ЧТО ТЕПЕРЬ?
К 31 году я вышла на тот уровень, когда друзья и коллеги говорят: "Ты - сильный преподаватель". И слышать это безумно приятно. Но главное - не останавливаться на достигнутом и никогда не занимать позицию "ну и чему ещё вы можете меня научить?". Я стараюсь и дальше учиться у всех - как у старших коллег, так и у начинающих, тем более что у последних всегда много свежих мыслей и креативных идей.
А кем работаете вы? У вас был когда-нибудь синдром самозванца? Как он проявлялся и как вы с ним справились?
Подборка уроков о психологии: поговорим о характере человека и отношениях между людьми, прокрастинации, перфекционизме, принятии себя и многом другом! |
Комментарии