Вызвать интерес к своему предмету, поддержать мотивацию у ученика, сделать занятие интересным и эффективным в плане усвоения пройденного материала – задача не из легких. Тем не менее существует множество различных педагогических приемов для решения этого вопроса. Рассмотрим один из таких методов – интерактивное обучение.
Принцип интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия. Взаимодействуют преподаватель и студенты, сотрудничают студенты, обучая друг друга. На занятии ставятся четкие, определенные цели, и вся работа строится на основе обратной связи. При этом усиливается мотивация к изучению языка, происходит развитие личности, творческих способностей студента, его способности мыслить и говорить на русском языке.
К основным формам интерактивного обучения можно отнести:
ролевые коммуникативные игры, речевые ситуации, дискуссионные игры, интерактивные командные игры, метод кейсов, «ПОПС-формулу», метод проектов, мозговой штурм, заочное путешествие, конкурсы, спектакли, сказки, презентации, дебаты, дискуссии, ментальные карты, просмотр видофильмов и прослушивание аудиоматериалов и т. д. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Ролевая игра – один их самых распространенных интерактивных методов обучения. На занятиях по РКИ на начальном этапе подготовки обыгрываются повседневные жизненные ситуации. В основу сюжета ролевых игр могут быть положены простые ситуации: поход в магазин, библиотеку, кафе, театр, парикмахерскую, на почту, знакомство. Например, можно организовать ролевую игру «В магазине» (диалог с продавцом), где один студент исполняет роль продавца, а другой – покупателя, «В ресторане», где один обучающийся играет роль посетителя, а другой – официанта, «В банке», «В аэропорту (покупаем билеты)», «У стойки регистрации в отеле» и т. д.
Для обучающихся, которые владеют русским языком на продвинутом уровне, доступным видом заданий становятся интерактивные командные игры, такие как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Клуб знатоков». Такого рода интерактивные игры позволяют обучающимся расширить свои знания о стране, язык которой они изучает, а также проверить общий уровень знаний, эрудицию, логику. Ситуация соревнования способна стимулировать умственную деятельность иностранных обучающихся, заставляя их быстрее выражать свои мысли на русском языке.
Подобные ролевые игры могут проводиться при изучении любых тем, для контроля усвоения лексического и грамматического материала.
Помимо прочего, pолевые игры помогают быстрее адаптироваться в русскоязычной среде, понять реалии жизни в России, подготовиться к ситуациям повседневного общения, снять языковой барьер.
Еще одна интерактивная форма обучения – создание речевых ситуаций. Например: вы находитесь в незнакомом городе и не знаете, как добраться до отеля, адрес которого забыли; у вас заболел зуб, вам необходимо записаться на прием к стоматологу; у вас поднялась высокая температура, необходимо вызвать врача на дом; у вас заболело горло, вы зашли в аптеку за лекарством и т. д. Главная задача подобных упражнений – активизировать навыки говорения на русском языке.
Дискуссионные игры (дискуссия, дебаты, круглый стол). Суть этих игр состоит в том, чтобы обсуждать и анализировать актуальные темы, волнующие слушателей. Каждый обучающийся имеет возможность высказать свое мнение относительно поставленного вопроса. Преподаватель лишь направляет учащихся, развивает тему, задает наводящие вопросы. Темы дискуссий могут быть разнообразными: от любимых фильмов и музыки до проблем окружающей среды, безработицы, толерантности и т. д. Такие дискуссии требуют непринужденной обстановки и помогают обучающимся без страха, напряжения или волнения общаться на русском языке.
Кейс-методы – метод обучения, использующий описание реальных ситуаций. Учащиеся должны ознакомиться с ситуацией, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Использование данного метода побуждает студентов к проведению дискуссий по вопросам, не имеющим одного решения, учит студентов аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Метод проектов. Под проектом понимают самостоятельно планируемую и реализуемую на иностранном языке работу, например выпуск газеты или журнала, сборника статей, подготовку выставки, спектакля, концерта, доклада и др.
Ментальные карты. Благодаря визуализации процессов мышления метод ментальных карт (интеллект-карт) позволяет развить креативность, улучшать все виды памяти учащихся, ускорять процесс обучения, формировать коммуникативные способности.
В методике преподавания РКИ интеллект-карты могут быть
использованы на разных этапах работы и всех уровнях владения языком. В процессе презентации, запоминания и закрепления нового материала данный метод может значительно облегчить любой вид работы с языковой информацией.
Мозговой штурм, или «корзина идей», – интерактивный прием, используемый обычно в малых группах для сбора всей информации, которая известна по заявленной теме, с последующим обсуждением и си- стематизацией.
«ПОПС-формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Суть этого метода состоит в том, что обучающийся занимает определенную позицию по заданному преподавателем вопросу или проблеме, обосновывает ее, приводит примеры, аргументы и подходит к выводу (следствию). Этот прием помогает обучающимся прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. «ПОПС-формула» учит кратко, четко излагать, аргументировать и доказывать свои мысли и не отклоняться от темы. При помощи этого приема можно отработать применение формул для выражения своего мнения («Я думаю...», «Я уверен», «Я точно уверен», «Мое мнение...», «Что касается моего мнения...»); для выражения согласия и несогласия («Согласен», «Совершенно согласен», «Абсолютно с вами согласен», «Не думаю», «Я так не думаю», «Мое мнение другое»). Кроме этого, обучающиеся учатся реагировать на чужое (другое, противоположное) мнение, улаживать конфликты и находить компромиссы.
Среди приемов, которые используются на занятиях по РКИ с обучающимися базового уровня, выделяются «Мозаика» (или «Пазл»), «Снежный ком», «Противоположности», «Угадай слово», «Социологический опрос».
«Мозаика» как методический прием состоит в том, что текст с информацией делится на небольшие куски, подобно пазлу. Текст с исходной информацией подается преподавателем в разрозненном виде. Задача обучающихся – собрать полный текст.
Прием «Снежный ком» целесообразно использовать на элементарном уровне владения языком, например при изучении больших групп слов или лексико-семантических групп: овощи, фрукты, молочные продукты, мясные продукты, предметы одежды, цвета, профессии, животные, транспорт и т. д. Суть этого приема состоит в том, что первый обучающийся называет слово из одной лексико-семантической группы, например яблоко (фрукты). Второй обучающийся придумывает второе слово, также относящееся к той же группе, например банан, и называет уже два слова по порядку. Следующий обучающийся называет два слова и добавляет свое. Например: яблоко, банан, апельсин и т. д. Таким образом в игровой форме отрабатывается лексика по темам и пополняется словарный запас обучающихся, устраняются пробелы в знаниях.
Методический прием «Противоположности» также направлен на расширение лексического запаса. Использовать этот прием можно как при минимальном «стартовом» материале, так и при расширенной лексике. Прием состоит в том, чтобы подобрать противоположное слово, то есть антоним. На «стартовом» материале возможны следующие противоположности: да – нет, здесь – там, здравствуйте – до свидания, хорошо – плохо, быстро – медленно, трудно – легко, далеко – близко, можно – нельзя и т. д. При изучении расширенной лексики используются антонимические пары: открывать – закрывать, включить – выключить, получать – посылать, всегда – никогда, война – мир, север – юг, восток – запад и т. д.
«Угадай слово» – интерактивный прием, который используется преимущественно на базовом уровне владения русским языком. Он заключается в том, что обучающийся задумывает какое-либо слово и объясняет его остальным участникам, не называя его. Преподаватель может сам раздать слова обучающимся, ориентируясь на какую-либо тему. Например, слово «зима»: это время, когда в России становится очень холодно, идет снег, люди носят теплую одежду. В моей стране в это время не так холодно. У нас не бывает так много снега. Что это?
Просмотр и обсуждение видеофильмов, прослушивание аудиоматериалов. Видеофильмы различного содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3–5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
Прослушивание аудиоматериалов, таких как запись новостных программ, теледебаты, дискуссии и т. п., помогают учащимся приобрести необходимые навыки понимания быстрой и спонтанной речи.
Важным аспектом интерактивных форм обучения является работа обучающихся в малых группах и в парах. Преподаватель создает всевозможные ситуации, когда учащиеся могут использовать имеющиеся знания языка в реальном общении. Такой вид работы позволяет обучающимся преодолеть языковой барьер, учиться находить ошибки в своей речи и в речи своего собеседника, самостоятельно исправлять друг друга. Обсуждая различные темы и вопросы в группах и парах, обучающиеся имеют возможность проработать максимальное количество вариантов речевых конструкций для наиболее полного и понятного выражения мысли.
Функция преподавателя заключается в том, чтобы организовать и стимулировать процесс общения, а затем по мере необходимости корректировать его, оказывая учащимся соответствующую языковую помощь.
При использовании интерактивных форм обучения происходит сплочение коллектива и создание атмосферы сотрудничества в группе. У обучающихся возникает желание не только продемонстрировать собственные знания, но и направить их на общий результат.
Усвоение учебного материала происходит значительно быстрее, чем при использовании традиционных методов преподавания. У студентов формируются речевые навыки, достаточные и необходимые для общения в разных коммуникативных ситуациях.
Современная методика РКИ постоянно развивается и совершенствуется, предлагая довольно широкий спектр интерактивных приемов, при этом каждый преподаватель может самостоятельно разрабатывать и подбирать новые, комбинировать и адаптировать существующие в зависимости от языкового уровня студентов, их способностей и мотивации.
Список использованной литературы:
- Белькова, А. Е. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников [Электронный ресурс] / А. Е. Белькова, Л. П. Лесниченко // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1068– 1071. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23947. Дата обращения: 19.05.2020.
- Гончаренко, Н. В. РКИ для студентов-медиков: активные и интерактивные формы обучения [Текст] / Н. В. Гончаренко // Русский язык за рубежом. – 2014. – № 5 (246). – С. 4–28.
- Батраева, О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / под ред. Г. Д. Ахметовой. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 311–314.
- Лебединский, С. И., Гербик, Л. Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик. – Минск, 2011. – 309 с.
- Тарасенко, О. С. Организация интерактивного обучения в юридических вузах (пример методической разработки ролевой игры «Туристическая полиция») / О. С. Тарасенко // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как иностранного: материалы II междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2016. – С. 144–149.
Комментарии