Алексей Разин решил подвести некоторый итог неожиданно бурной деятельности в режиме онлайн. Многие принципы работы работы в дистанционном режиме вам хорошо знакомы, а какие-то, возможно, будут новыми.
1) Видеоэфир – для живого общения.
Мы используем модель перевернутого класса. Все объяснения грамматики заранее записаны в хорошем качестве на видео: смотри когда тебе удобно, осваивай в подходящем для тебя темпе. Наши уроки продублированы в виде блогов и разбиты на темы. В каждом заранее подготовленном онлайн-уроке есть: объяснение грамматики (формат минилекции), онлайн-игры на закрепление грамматики, рекомендуемый словарный запас, игры на запоминание новых слов, шутки и видео на текущую тему, работа с текстом и аудирование. Таким образом ученики изучают материал самостоятельно и приходят на видеоэфир заряженными. Эфир, в первую очередь, используем для развития навыков коммуникации и закрепления грамматики на практике.
2) Количество учеников и время
Оптимальное количество учеников для проведения игр – 4-7. Время работы – 1-2 часа. Оба форматы рабочие. В первом случае работаем крайне сконцентрировано в более малых группах.
3) Камера
Работаем с включенными камерами, это создает максимальный эффект присутствия. Камеры тестируем на предварительных созвонах. Включенная камера создает больше возможностей для проведения игр.
4) Договоренность о виртуальном круге
В играх мы часто используем принцип общения по кругу, особенно в начале. С первых минут мы сразу договариваемся о сегодняшней очередности, ученики запоминают, после кого они говорят. Это значительно разгружает эфир: учитель не должен постоянно произносить имена, динамика общения сохраняется.
5) Дополнительная языковая среда
Наши занятия проходят 2-3 раза в неделю. Для повышения эффективности курса мы всегда рекомендуем ученикам (при возможности) создавать для себя дополнительную языковую среду: слушать песни на русском языке, смотреть фильмы, наклеивать слова у себя дома на предметы и т.д.
6) Онлайн-игра RUSwithFUN
В режиме карантина особенно актуальным становятся интерактивные игры, поддерживающие мотивацию ученика в промежутках между видео-сессиями. Для изучающих русский язык таких специальных игр, к сожалению, не очень много. Одна из них – RUSwithFUN. Идея проекта https://www.ruswithfun.com очень простая: ученик угадывает слова, которые ему объясняются в тчение 25 секунд. Играть можно на 3-х уровнях, двигаясь от простого к сложному. В конце игрового сета ученику представляется его результат. В игре есть возможность проверять свои ответы, повторно просматривать объясняющие видео и заучивать фразы из субтитров.
7) Смена деятельности
Поскольку физически в ходе урока ученик находится в статичном положении у экрана, то для удержания его внимания важна постоянная смена деятельности. Средняя продолжительность заданий 10-15 минут. Если говорить постоянно только по кругу, то ученики начинают отключаться. Нужна смена схемы коммуникации: обращение к любому по имени и т. д. По моим наблюдениям, интерес к игре в онлайне пропадает быстрее, чем в оффлайне. Думаю, это связано с отсутствием энергетической поддержки и единого реального игрового пространства.
8) Создаем совместное виртуальное пространство
Мы приучаем учеников работать в Google Drive. Особенно это стало полезно для юных студентов, ведь навыки работы в этой среде им пригодится в будущем. При отсутствии возможности находиться в одном физическом пространстве важно его создать в виртуальной среде. В ходе урока здесь фиксируются новые слова сюда же вкладываются материалы для игры.
9) Новые жесты
Фразы «А можете это слово записать?», «Ты готов?», «Я готов» очень сильно засоряют эфир.
Выработали 2 основных жеста:
1) Ученик в воздухе как будто пишет ручкой. Это означает, что он просит учителя записать текущее слово. Учитель это делает, параллельно слушая учеников. Учитель пишет слово на русском в "расшеренном" документе, ученик его переводит сам. Таким образом учитель экономит время.
2) Поднятая рука не всегда видна в камеру, поэтому появился жест два пальца у лба как жест готовности (лицо в камеру видно всегда).
10) Пространство учеников – как ресурс
Для проведения игр важны элементы неожиданности, артефакты и пространство. Если раньше эти элементы присутствовали в классе, то теперь мы, если это целесообразно, опираемся на пространство учеников. Расскажите, что вы видите у себя в комнате? Проведите экскурсию по своему дому... Принесите самую необычную вещь в доме! Познакомьте нас со своими родственниками... И т.д.
11) Выпускной никто не отменял!
Бокал хорошего вина и рефлексия теперь — у экранов мониторов :)
Удачи!
Комментарии