Игры на уроках РКИ: во что играть на начальном этапе?

Игры на уроках РКИ: во что играть на начальном этапе?

17.12.2019

3885 0

Как известно, игровые задания – украшение любого урока. Даже не так. В идеале они – один из ключевых этапов урока, так как именно в игровой форме получается наиболее эффективно закреплять имеющиеся знания. Разумеется, чем выше уровень у студентов, тем больше интересных игр можно использовать: аутентичные настольные игры, ролевые игры, дебаты, головоломки, ассоциации... вариантов множество. Однако на начальном уровне, когда лексический запас у учащихся очень ограничен, придумать игру (в особенности коммуникативную) достаточно трудно.

Опираясь на опыт коллег – преподавателей РКИ, мы попытались составить список удачных, на наш взгляд, игр, которые можно использовать для работы с уровнем А1.

 

Фонетические игры

 

 

  • «Любимый звук». Цель игры – отработать тот или иной трудный звук. Вариант 1: преподаватель читает текст или стихотворение, студенты хлопают в ладоши, когда слышат этот звук. Вариант 2: студенты считают, сколько раз в тексте или стихотворении встречается изучаемый звук.
  • Например, для отработки звука [р] можно использовать такое стихотворение А. Барто:

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

  • «Правильное чтение». Преподаватель вместе со студентами разбирает небольшой текст. Затем студенты делятся на две команды и читают текст по предложению. Если кто-то делает ошибку, команда пропускает ход и теряет один балл. Выигрывает команда, которая первая закончит читать.
  • «Алфавит». Преподаватель показывает карточки с буквами. Выигрывает команда, которая сможет правильно назвать большее количество слов на каждую букву.
  • «Футбол». Преподаватель произносит слово, задача учащихся – назвать другое слово, начинающееся с того же звука, что и первое.
  • «Это вопрос?». Студенты слушают разные с точки зрения интонационного оформления высказывания. Когда они слышат вопрос, они поднимают руку или карточку вверх.

 

Лексико-грамматические игры

 

 

  • «Буквы потерялись». Студенты делятся на две команды, каждая команда получает список слов, в которых пропущены буквы. Задача – вставить недостающие буквы.
  • «Слово потерялось». Студенты ищут слова в поле с буквами. Например, мы составили поле по теме «Одежда», в котором зашифрованы слова шапка, платье, куртка, юбка, брюки, джинсы, футболка, рубашка.

 

 

 

  • «Снежный ком». Студенты называют слова по изучаемой теме, каждый следующий участник должен повторить все слова, сказанные до него
  • «Диктант-марафон». Студенты делятся на две команды, обе получают по одинаковому отрывку текста. В каждой команде выбирается студент, который будет писать диктант. Задача остальных участников – подбегать к тексту, запоминать отрывок из него, подбегать к пишущему и диктовать ему отрывок. Выигрывает та команда, которая закончит писать быстрее и сделает меньше ошибок.«Снежный ком». Студенты называют слова по изучаемой теме, каждый следующий участник должен повторить все слова, сказанные до него.
  •  «Поймай мяч». Вариантов игр с мячом множество. Например, студенты могут бросать друг другу мяч, называя антонимы, синонимы, слова по одной теме и т. п. Также мяч могут перебрасывать друг другу преподаватель и студент: преподаватель задает вопрос, студент отвечает. Еще один вариант: использовать отскакивающий от поверхностей мяч: студент бьет мячом об пол и каждый раз, когда мяч касается пола, произносит одно из изучаемых слов (выбирается определенная тема). Например: «Я знаю 5 слов: мама, папа, брат, сестра, бабушка». Функция мяча состоит в том, чтобы работать в более быстром темпе, помогать учащимся фокусироваться на задании. Кроме того, такие игры оживляют урок.
  • «Художник». Один из студентов получает карточку со словом. Не показывая карточку остальным, он рисует то, что обозначает это слово, на доске. Другие студенты должны угадать, что это. Чтобы добавить азарта, можно разделить студентов на команды.

 

 

  • «Опиши себя в трех словах». На листочках студенты пишут три прилагательных, которые, по их мнению, их характеризуют. Преподаватель собирает листочки и читает прилагательные вслух. Группа должна отгадать, о ком идет речь. NB! Для этой игры важно, чтобы все в группе были хорошо знакомы.
  • «Своя игра». Преподаватель пишет на доске темы, которые студенты уже изучали, например, «Свободное время», «Семья», «Одежда», «Праздники» и т. п. Преподаватель спрашивает одного из студентов, что он хочет узнать у товарища. Тот говорит, о чем он хочет спросить, и задает вопрос по выбранной теме. Каждая из тем может выбираться только один раз.
  • «Лото». Студенты получают наборы карточек с существительными в разных падежах. Преподаватель пишет на доске глагол. Если у студентов есть карточка со словом, которое может следовать за этим глаголом, они поднимают руку и составляют фразу. Затем преподаватель пишет следующий глагол. За каждое совпадение студенты получают по одному баллу. Выигрывает тот, кто набирает больше всех баллов.

 

 

  • «Сундучок». Игра рассчитана на двух игроков (но если студентов в группе больше, можно сделать несколько комплектов карт). Преподаватель выбирает четыре темы, например: «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Посуда». Для каждой темы он готовит по четыре карточки (диван, кровать, стол, стул; картофель, морковь, яблоко, молоко и т. п.). Карты перемешиваются, каждый студент получает четыре карты из разных тем, остальные лежат в колоде. Студент спрашивает партнера: «У тебя есть мебель?» Если да, он получает карточку. Выигрывает тот, кто первым собирает большее количество комплектов.
  • «Словесный портрет». Один из студентов описывает внешность/одежду другого, не называя его. Остальные должны отгадать, о ком идет речь.
  • «Новоселье». Студентам предлагается картинка с пустой комнатой. Они должны рассказать, куда и какую мебель они хотят поставить.
  • «Помоги повару». Задача студентов – помочь повару приготовить то или иное блюдо. Студенты говорят, какие ингредиенты нужно класть в кастрюлю (на сковородку). Можно просить студентов объяснить, как готовить одно из блюд их национальной кухни или их любимое блюдо.
  • «Сайт знакомств». Студенты получают «анкеты» людей с сайта знакомств и ищут для каждой анкеты парную, аргументируя свое решение. Например:

 

 

 

  • «Что-то пропало?». Для этой игры понадобятся карточки с изображением изучаемых слов. Такие карточки можно сделать самостоятельно, купить в детском магазине или распечатать с сайта pinterest.ru. Недавно в издательстве «Русский язык» вышло пособие Т. Б. Клементьевой «Играй и запоминай русские слова!», в котором есть наборы карт по темам «Семья», «Одежда», «Продукты» и т. п. Карточки раскладываются на столе, студенты стараются их запомнить. Затем студенты отворачиваются, а преподаватель убирает одну или несколько карточек. Учащиеся должны сказать, чего не хватает.
  • «По алфавиту». Студенты делятся на команды, каждая команда должна написать по одному слову на каждую букву алфавита и расположить их в алфавитном порядке. За ошибки в словах снимаются баллы.
  • «Найди Антона». По сюжету игры пропал молодой человек Антон. Каждый из студентов читает свой мини-текст, в котором говорится, где студент видел Антона, например: «Вы видели Антона около магазина. Вы поздоровались с ним». Цель игры – восстановить маршрут Антона на карте, которая выдается студентам.

 

 

  • «Угадай мои планы». Один из студентов загадывает, что он будет делать завтра/делал вчера и т. п., а другие пытаются угадать его планы, задавая вопросы, требующие положительного или
  • отрицательного ответа, например: «Завтра ты будешь гулять в парке?», «Завтра ты будешь делать домашнее задание?»
  • «Экспромт». Как пишет автор задания Асонова Г. А. [5], игру можно купить в сети магазинов «Игровед». В комплекте в игре – карточки с разными картинками. Один из студентов задает другому вопрос. Тот вытягивает карточку из колоды. Ответ студента должен быть связан с тем, что изображено на карточке. «Почему ты опоздал на урок?» (на карточке дождь). – «Потому что шел дождь».
  • «Дневник». Не игра, скорее форма внеаудиторной работы. Преподаватель просит студентов вести дневник на русском языке, описывая в нем повседневные события. Необходимо время от времени проверять дневник, чтобы студенты не забывали о нем.
  • Игровые наборы «Юланг» – замечательное подспорье для преподавателя. Сейчас на сайте есть уже 3 набора, и мы не планируем останавливаться!

Глаголы движения и транспорт (А1)

Глаголы движения и транспорт (А2)

Свободное время и спорт (А1)

 

 

Также дополним наш текст списком любимых пособий, статей и интернет-ресурсов с описанием игровых методов на уроках РКИ:

  1. Акишина А. А. Русский язык в играх. М., 2011.
  2. Арутюнов А. Р., Чеботарев П. Г., Музруков Н. Б. Игровые задания на уроках русского языка : книга для преподавателя. М., 1987.
  3. Безкоровайная Л. С., Штыленко В. Е., Штыленко Е. Л. Карты, карточки, картинки : учеб. пособие по русскому языку. СПб., 2011.
  4. Битехтина Н. Б., Вайшноре Е. В. Игровые задания на занятиях по русскому языку как иностранному // Живая методика. М., 2009.
  5. Закорчевная Л. Р. Игровое пособие для начинающих. М., 2019.
  6. Казнышкина И. В. Коммуникативные игры на уроках русского языка как иностранного. М., 1983.
  7. Клементьева Т. Б. Играй и запоминай русские слова! Пособие-игра по русскому языку. М., 2019.
  8. Колесова Д. В., Харитонов А. А. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка. СПб., 2011.
  9. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб., 2008.
  10. Чубарова О. Э. Глаголы движения с приставками : пособие-игра по русскому языку. М., 2015.
  11.  Штельтер О. В этой маленькой корзинке. Игры на уроке русского языка. Выпуск 1. СПб., 2011.
  12. Штельтер О. В этой маленькой корзинке. Игры на уроке русского языка. Выпуск 2. СПб., 2012.
  13. Штельтер О. Стихи, стишки, стишочки.100 стихотворений для изучающих русский язык. СПб., 2014.
  14. Игры в РКИ
  15. Материалы РКИ. Нескучный русский
  16. Точка.ру

 

 Для написании этой статьи мы использовали работы из списка ниже:

  1. Азарина Л. Е. Игры на уроках РКИ // Вестн. ЦМО МГУ. М., 2009, № 3.
  2. Асонова Г. А. Грамматико-коммуникативные упражнения с элементами игры как способ активизации владения русским языком как иностранным // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. М., 2013. № 3.
  3. Асонова Г. А. Игровые и некоторые другие учебные задания как приемы интенсификации обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе в рамках программы подготовительного факультета РУДН // Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Выпуск № 1 (20).
  4. Васильева Т. В. Игры и творческие задания как способ формирования профессиональных компетенций. С 3–36.
  5. Губанова Т. В., Нивина Е. А. Русский язык в играх: учебно-методическое пособие. Тамбов, 2007.
  6. Железнякова С. Н. Ролевые игры на уроках русского как иностранного // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2017. № 2–5.
  7.  Минкина И. Я знаю десять русских слов // Учительская газета, 2010.
  8. Федорова М. А., Чурилова И. Н. Игровые методы как средства оптимизации образовательного процесса при обучении РКИ во взрослой аудитории // Учёные записки ЗабГУ. Чита, 2017. Т.12, № 6.
  9. Федотова Н. А. Фонетические игры при обучении иностранцев русскому произношению // ОТО, 2016. № 2.
  10. Шкаликова А. С. Учебно-речевые игры на занятиях по РКИ как средство активизации речевой деятельности студентов на начальном этапе обучения (китайская аудитория) // Полилингвиальность и транскультурные практики. М., 2011. № 4. 
0 комментариев По дате По популярности